В последнее время все больше проявляется интерес к историческому прошлому нашей страны, народной культуре, ее православным истокам. В настоящее время остается актуальным вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения его к высоким идеалам классической литературы.
В современных школьных программах достаточно широко представлены произведения святочной прозы, лучшие образцы которой принадлежат Н. В. Гоголю, Ф. М. Достоевскому, Н. С. Лескову, А. П. Чехову, А. И. Куприну, Л. Андрееву, Г. Х. Андерсена, О. Генри, Ч. Диккенса.
Святочный рассказ вызывает интерес у школьников благодаря воссозданной в текстах атмосфере праздника, элементам фантастики, общечеловеческой проблематике, специфической композиции.
Святочная проза является богатым источником культуроведческой информации и позволяет учащимся познавать материальную и духовную культуру народа, его историю, мифологические и религиозные представления, философию, мораль, национальный образ мыслей.
Обращение школьников к святочной прозе ведет к расширению общекультурного кругозора, постижению российского менталитета, осмыслению авторской концепции мира и человека, формированию нравственных ориентиров, развитию мышления.
Жанрообразующие признаки произведений святочной прозы
Святочный рассказ как жанр оформился в середине XIX века. Открытие жанра святочного рассказа принадлежит таким именам, как Ф. М. Достоевскому, Н. С. Лескову, А. П. Чехову, А. И. Куприну, Л. Андрееву и др. признанным мастерам слова.
Спорным моментом является само жанровое определение «святочный рассказ». Следует заметить, что кроме данного термина, существуют и такие, как «рождественский», «новогодний», «крещенский» рассказ. Ряд исследователей (Н. В. Капустин, В. Н. Захаров и др.) разводят обозначенные понятия, связывая их с разными традициями: народными (святочный рассказ), христианскими, являющими влияние западноевропейской литературы (рождественский рассказ), светскими (новогодний рассказ). Некоторые исследователи считают понятия «святочный», «рождественский» и «новогодний» синонимичными. Но каждый жанр имеет свою специфику. Одним из первых обратился к определению исследуемого жанра Н. С. Лесков в рассказе «Жемчужное ожерелье»: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, …чтобы он оканчивался непременно весело…» Н. С. Лесков определил основополагающие признаки жанра, которые затем были осмыслены и расширены.
Таким образом, главным формальным признаком святочных текстов можно считать их обязательную приуроченность к событиям святочных праздников — от Рождества до Крещения.
Основы (истоки) жанра. Все исследователи сходятся во мнении о сосуществовании различных культурных традиций в подобных текстах: языческой, христианской и светской. Лучшие образцы святочной прозы подтверждают гипотезу о христианской направленности русской литературы. Показательно, что Н. Н. Старыгина первичным жанрообразующим признаком (содержательным) святочного рассказа считает «воплощение христианского душевного расположения», которое находит выражение в общей эмоциональной атмосфере произведения (любовь, милосердие, сострадание, смирение, упование на Бога в сложных житейских ситуациях).
Православный характер святочных текстов определяет еще одну их особенность — моралистичность и назидательность. Главными идеями исследуемого жанра являются покаяние, очищение «падшей» человеческой природы, ее возрождение через добро, милосердие и сострадание.
Христианская мифология определила следующие содержательные элементы святочных рассказов:
— Тема семьи (она восходит к теме Евангельского Святого Семейства).
Данная тема определяет такие ключевые мотивы, как «мать и дитя», «воссоединение семьи», «домашний очаг», «семейный уют», «единение близких людей». Часто тема семьи поднимается авторами святочных рассказов на иной, более обобщенный уровень: все человечество становится единой семьей, братьями. Как следствие, центральная идея многих рождественских текстов — идея сплочения, братства людей в надежде.
— Мотив «рождественская звезда». С обозначенным мотивом связаны идеи духовного пути как возможность очищения и самопознания, смирения и упования на Бога даже в самых трудных жизненных ситуациях.
— Мотив дарения, восходящий также кевангельским событиям: волхвы, пришедшие поклониться Христу, принесли ему золото, ладан и смирну. Трактовки семантики даров различны, но ключевая идея мотива — божественный дар любви, который должны открыть для себя люди.
— Мотив «ребенок-спаситель» (связан с образом Младенца Иисуса) — один из центральных и особо значимых мотивов, поскольку церковь учит, что именно через младенчество Иисуса откроется высшая мудрость Поэтому так важна христианская заповедь: «Будьте как дети». Кроме того, детство — период особой остроты и интенсивности переживания праздника Рождества.
— Мотив воспоминаний. Воспоминания о рождении Иисуса Христа отсылают читателя к вышеперечисленным мотивам: семьи, ребенка, домашнего очага и т. д.
— Мотив чуда. Праздник Рождества установлен в воспоминание о чудесном рождении Иисуса Христа. Чудо, однажды свершившееся в этот день, многократно отзывается в судьбах людей, вселяя в них веру и надежду. Рождественское чудо имеет различные проявления: и счастливое стечение обстоятельств, и внутреннее преображение человека. Таковы рождественские мотивы святочных рассказов, напрямую связанные с христианской мифологией и отражающие евангельские события.
Святочная проза включает в себя и приметы народной обрядности, представляющие языческую традицию. Обрядовая сторона народных святок подчинена главной идее: обеспечить будущий хороший урожай, приплод скота и счастливую жизнь в семье. При этом благополучие человека, по представлениям предков, зависело от правильно выстроенных отношений с потусторонним, сверхъестественным миром (божественные существа и умершие родственники).
Языческая традиция народных святок проявлена в следующих темах и мотивах:
— Встреча снечистой силой. Это самый распространенный мотив, так как святки считались временем наибольшего разгула инфернальных сил, поэтому считалось, что во время святочных вечеров человеку следовало быть особенно бдительным. С этим мотивом напрямую связана тема испытаний в святочных текстах.
— Встреча спокойником или привидением. Исследователи жанра связывают данный мотив с поминальной обрядностью святок. Эта тема возвращения умерших, явления святочных духов во многом обусловила своеобразие фантастики святочного рассказа.
— Тема судьбы, выраженная в мотивах гадания и святочного сна, также объясняется семантикой праздника: святки, расположенные на рубеже старого и нового времени, были периодом, когда люди испытывали особенно остро желание узнать свою судьбу.
— Мотивы ряженья, переодевания, маскарада, святочной путаницы, шутки, розыгрыша связаны в целом с темой комического.
Также можно выделить ряд схожих идей и мотивов, связанных как с обрядовой стороной народных святок, так и с христианской мифологией:
— Тема семьи, обозначенная выше, звучит и в обряде колядования (цель — сплотить семью, прославляя каждого из ее членов);
— Мотив одаривания восходит не только к евангельским событиям, но является непременной чертой народного святочного ритуала (это и колядки, и широко известное в народе правило, что необходимо угостить праздничным обедом кого-нибудь из бедных соседей или нищего);
— Солнечная идея происхождения праздника (по языческим представлениям, солнце до 22 декабря находилось в процессе умирания, но с этого дня оно возрождается для новой жизни) пересекается с христианской аллегорией, выраженной в евангельском образе света. Этим объясняются общие моменты в фольклорном и рождественском мироощущении — идеи смены и обновления, победы жизни над смертью, уверенность в торжестве добра.
Таковы основные темы, мотивы и образы святочных рассказов, истоками которых являются различные культурные традиции.
Эволюция жанра святочного рассказа в творчестве русских и зарубежных писателей XIX-XX веков
Святочный рассказ берет свое начало из устных фольклорных историй, оформляется как литературный жанр в конце XIX века, а в XXI-м переживает свое второе рождение. Полуторавековая история бытования святочной прозы включает периоды расцвета и кризиса жанра, позволяет проследить его эволюцию, развитие отдельных мотивов и образов. Важная роль в развитии жанра святочного рассказа отводится таким писателям, как Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, А. П. Чехов. «Именно они, выдвигая во главу угла духовно-нравственные проблемы, качественно обновили святочный жанр, наполняя его структурные признаки новым содержанием… каждый по-своему».
Первым и единственным святочным рассказом Ф. М. Достоевского является «Мальчик у Христа на елке», вошедший в январский выпуск «Дневника писателя» 1876 года. В центре произведения — тема детства, детских страданий, одна из центральных тем в творчестве писателя.
Тема потерянности и одиночества человека в многолюдном городе — центральная тема первой части рассказа. Перемещения в художественном пространстве — подвал, город с «деревянными низенькими домишками», откуда приехал герой, большой город, подворотня, где замерзает мальчик; оппозиции «холод — тепло», «суета — покой», «мрак — свет» — нагнетают безысходность ситуации.
Контрастна по тональности вторая часть рассказа, описывающая посещение героем Христовой елки. Хаосу (злу мира) противостоит космос. Важны во второй части святочного повествования образы Христа и рождественской елки.
Н. С. Лесков не только сумел дать импульс к дальнейшему развитию святочной прозы, создав самобытную концепцию святочной словесности, но и выступил в качестве теоретика жанра. Как было указано, в рассказе «Жемчужное ожерелье» автор определяет специфические черты святочных текстов: приуроченность к «святым дням», фантастичность, счастливый финал, поучительный характер. Характерная особенность святочной прозы писателя — переплетение фольклорной и христианской традиций. Специфическая черта святочных рассказов Н. С. Лескова — их назидательность, отчетливо выраженная мораль.
Преобладающая в русской литературе до середины XIX века святочная тема после появления рождественских историй Ч. Диккенса меняет свою направленность. В 1843 году в Англии выходит первое рождественское произведение Ч. Диккенса — «Рождественская песнь в прозе», имеющее подзаголовок «Святочный рассказ с привидениями». Как было обозначено, бесспорным является факт влияния рождественского творчества Ч. Диккенса на русскую святочную прозу. Темы детского страдания, обездоленности ребенка сближают английского писателя с русскими писателями. Дальнейшая эволюция жанра святочного рассказа связана с именем А. П. Чехова. Святочная тематика в творчестве этого писателя претерпевает качественные изменения, приобретает новые, самобытные черты. К ранней прозе писателя относятся и святочные рассказы о детях —
«Ванька» и «Мальчики». Характерные темы, мотивы и образы произведений данной тематической группы: мотив рождественского чуда, темы семьи, домашнего очага, уюта, образ рождественской елки, идеи добра и сострадания.
Ф. М. Достоевскому, Н. С. Лескову, А. П. Чехову принадлежит принципиально важная роль в развитии жанра святочного рассказа — наполнении праздничных текстов духовно-нравственной проблематикой. Дальнейшая эволюция жанра связана с новой литературной и социальной ситуацией начала XX века.
Обратимся к наиболее ярким образцам святочной прозы конца XIX — начала XX века — произведениям А. И. Куприна, Л. Андреева и обозначим те направления, в которых шло обновление жанра.
Рассказ Л. Андреева «Ангелочек» написан в 1899 году. А. И. Куприн создает классические образцы святочных рассказов, сохраняя традиционные для жанра черты: установку на достоверность описываемых событий, образ страдающего ребенка, движение сюжета от безвыходности к счастливой развязке. В значительной степени переосмысляется писателем мотив чуда: идея божественной помощи лишена явной выраженности в текстах.
Интересным образцом зарубежной святочной прозы нач. XX века является новелла О. Генри «Дары волхвов». Жанровые признаки новеллы, во многом схожи с особенностями святочного рассказа. В основе повествования — мотив дарения, соотнесенный с евангельскими событиями и представленный автором со свойственной ему иронией: подарки, оказавшиеся бесполезными, явились проявлением самого главного божественного дара — истинной любви и преданности. Тем не менее русская рождественская словесность к началу XX века постепенно утрачивает свой главный содержательный признак — утверждение христианской добродетели. Это было во многом определено веяниями современной жизни. После 1917 года святочная проза переживает глубокий кризис.
Возрождение жанра святочного рассказа можно отнести к началу 1990-х годов. Результатом «попытки воскресить у современного человека чувства «календарности» явились многочисленные публикации рождественских текстов в современной периодической литературе. Особо акцентируется назидательное начало рассказов, определяемое православной проблематикой.
В журналах для семейного чтения («Православная беседа», «Духовно-нравственное воспитание» и др.) возрождается традиция публикации святочных рассказов в праздничных номерах. Основная задача современной календарной словесности — восстановить утраченные связи, воскресить все то лучшее, что за многие годы накопила классическая литература.
На основании представленного анализа художественного материала можно выделить этапы вразвитии святочной прозы: начало ХIХ века –– возникновение интереса к святочной теме, решение ее в русле романтических традиций (В. А. Жуковский «Светлана», Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»), вторая половина ХIХ века — период становления и оформления святочного рассказа как литературного жанра (святочная проза Н. С. Лескова, «Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского, «Ванька», «Мальчики» А. П. Чехова), конец ХIХ— начало ХХ века — размывание границ жанра, поиск новых путей его развития, трансформация канона (пародии А. П. Чехова, «Чудесный доктор», «Тапер» А. И. Куприна и «Ангелочек» Л. Андреева), 1917–90-е годы — кризис жанра, утрата христианского мироощущения, преобладание новогодней тематики («Даня» В. Белова, «Чук и Гек» А. Гайдара, «Березовая елка» Е. Санина, «Танина елка» Л. Воронковой и др.), с середины 90-х годов 20 в. — возрождение жанра, возвращение его вершинных образцов читателям (сборники святочных рассказов).
Таким образом, святочная проза имеет духовно-нравственную и воспитательную направленность, актуализируя в сознании школьников приоритет высших жизненных ценностей, формируя мировоззренческие и ценностные ориентации современного подростка, а также способствует возрождению традиции семейного чтения литературы.
Литература:
- Крупин В. Рассказы. / Уроки литературы. — № 11. — 2011. — С. 1–6.
- Пранцова Г. В. Жанр рождественского рассказа / Литература в школе. — № 11. — 2011. — С. 17–20.
- Шарохина Н. Н. Рассказы Леонида Андреева / Литература в школе. — № 7. — 2011. — С. 26–30.