Казалось бы, на дворе двадцать первый век, в котором общество едва успевает следить за появлением новых технологий и развитием науки, но, несмотря на прогресс внешний, в головах людей по-прежнему существует множество «тараканов», имя которым «Стереотипы». Особенно стоит выделить гендерные стереотипы, являющиеся разновидностью социальных стереотипов, складывающихся в процессе общественной коммуникации и передающиеся индивидом в процессе социализации. Иными словами, навязываются обществом. Они также играют важную роль в поддержании гендерной стратификации как вертикальной (мужчина «выше» на социальной лестнице, женщина — «ниже»), а не как горизонтальной (на основе гендерного равенства) [1].
Пушкарёва Наталья Львовна, доктор исторических наук, профессора, заведующая сектором гендерных исследований Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, выделяет три группы гендерных неравенств.
Гендерные неравенства. Первая группа — это стереотипы «мужественности» и «женственности»: эталоны, или, точнее, нормативные представления о том, какими психологическими и поведенческими свойствами должны обладать мужчины и женщины. Так, например, считается, что мужчины более активны, настойчивы, чем женщины, роль которых исключительно пассивна. Всё мужское заведомо считается лучше женского. Также к «женским» качествам приписывается эмпатия, чувствительность и прочие, в то время как мужчины обязаны быть эмоционально стойкими. Такие повседневные фразы, которые можно услышать на улице «не плачь, ты ведь не девочка» и «распустил нюни как баба» наглядно демонстрируют давление гендерных стереотипов. В раннем возрасте это особенно опасно, поскольку может привести к искажению восприятию своих эмоций и внутреннего «я». Ребёнок может начать замыкаться в себе, усваивать заведомо ложные общественные рамки, ничем не оправданные.
Вторая группа гендерных стереотипов закрепляет семейные и профессиональные роли в соответствии с полом. Половые роли как существующие в обществе стереотипы бытуют в виде представлений и ожиданий, которым каждый человек должен соответствовать, чтобы быть понятым и принятым.
Например, для женщины отводится роль матери, а для мужчины — состоявшегося в карьере деятеля. Никого не интересуют их настоящие желания.
И, наконец,третья группа стереотипов касается различий в разделении труда. Согласно концепции «естественной дополнительности полов» удел женщин — дополнительный обслуживающий характер (экспрессивная сфера социальной жизни), а область деятельности мужчин — творческий, созидательный, руководящий труд (инструментальная сфера социальной жизни).
Если и удастся обобщать все группы, то можно поместить всё в одну ячейку с названием «место на свалке истории». Давно доказано, что женский разум ничем не отличается от мужского. Пресловутый материнский инстинкт едва ли тоже не становится навязанным обществом, ведь почему-то у мужчин не возникает желания броситься на защиту кого угодно, нуждающегося в этом. Зачастую от мужчин самих нужна защита. Так что «материнское» предназначение женщины стоит оставить в прошлом. Тем более что на Земле вот-вот наступит перенаселение, да и главной целью человека не должно являться беспрестанное размножение (в конце концов, homosapiens на то и разумный вид, чтобы мыслить не на уровне животного). Здесь движение child-free однозначно выигрывает.
Непосредственный смысл гендерных стереотипов кроется в принижении «слабого» пола, женского. Если углубляться в философию, мифологию и религии, то станет очевидно — идея разделения «мужественности» и «женственности» существовала издавна. Однако если раньше было крайне сложно противостоять набору навязанных обществом, верой стереотипов, то теперь допускать одну мысль о принижении «женского» и возвышении «мужского» является чертой не слишком образованных людей. Потому никакого разделения исключительно на два гендера не существует (да и цифрой 2 количество гендеров не ограничивается, но об этом в следующей статье), особенно если дело касается какой-либо работы.
«Армия и шахтеры». Аргументы против этого сводятся обычно к армии и бедным шахтёрам. Последних упоминают в ожесточенных битвах за гендерные стереотипы настолько часто, что создаётся ощущение — каждый представитель мужского пола, вне зависимости от своих желаний, физических возможностей и прочих факторов, обязательно трудился с десяток часов в сутки на угольных шахтах, без сна и отдыха, не видя белый свет. Увы, но не каждый знает, что шахтёрами были и женщины!
Например, в 19-м веке женщины нередко работали в шахтах по двенадцать и более часов. В некоторых шахтах от них требовалось поднимать на поверхность корзины с углем, в других — тянуть за собой вагонетку груженую чёрным золотом, которая привязывалась к талии с помощью цепи. Для этого приходилось передвигаться на четвереньках. Подобное имело место быть в Великобритании, а как же было у нас?
Стоит для начала рассказать о дореволюционной России, в которой, как и в большинстве стран на тот период, гендерные стереотипы возводились на законодательный уровень (к сожалению, список запрещенных профессий до сих пор существует). Женщины работали повсеместно, а их труд был значительно дешевле, чем мужской. Существовали законы, запрещавшие или ограничивавшие применение женского труда в ряде профессий. Согласно 952-ой статье Горного Устава женщины и дети не допускались к подземным и ночным работам.
После революции 1917 года законы рухнули, а в дальнейшем стране была нужна рабочая сила, и речь зашла о расширении женского рабочего труда. Таким образом, «список работ, к которым допускаются женщины» постепенно увеличивался, пополнялся новыми возможностями. Как известно, после войны любые половые рамки были сняты. Известно, что с 1943-го по 1947 годы на подземных работах в шахтах Донбасса работало, примерно, до 80 % женщин. Лишь в 1966 году женщины расстались с непростой работой, которую нелюбимые адекватными людьми знатоки с гордостью называют мужской и угрожают каждой испытать на себе этот труд в случае достижения полного гендерного равенства.
Аргумент же с армией можно опровергать бесконечно. Для этого достаточно посмотреть лишь на военные подвиги, совершаемые женщинами (также стоит отметить, что не все мужчины, навещенные стереотипами духовной силы и мужества, вели себя в соответствии с основной базой стереотипов. Предательство имело своё место быть, ровно как и трусость). Тема войны, должно быть, понятно всем. Воевали, как умели и совершенно не важно, каков твой пол (если только командир не решит отказаться от боевых солдат ради своих же надуманных аргументов). А как же обстоит с армией сейчас? Готовы ли женщины, браво выступающие за феминизм, идти в армию? Довольно странный вопрос, ведь не каждый юноша (практически каждый встречный) добровольно желает служить. Отвечу исключительно со своей позиции: если гендерное равенство подразумевает военную службу, не вижу ничего страшного в этом, ведь в Израиле девушки как-то живут и ничего, не сбежали.
Феминизм. Когда речь заходит о гендерных стереотипах, необходимо не только спорить с самой концепцией закрепленных в разуме выдумок, но и вспоминать о главной действующей силе, о феминизме, благодаря которому в XIX и начала XX веков женщины сумели совершить немыслимый ранее прорыв. Они получили право голосовать, и путь был отнюдь не лёгким.
− Феминизм — женское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.
«Первая волна» феминизма поднимала вопросы голосования и частной собственности замужних женщин (ранее всё принадлежало мужу). «Вторая волна» способствовали идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов до 1980-х и выступало за полное юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. Феминистская активистка и публицистка Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное — это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной». Феминистки «второй волны» считали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой; они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.
«Третья волна» началась в 1990-х и являлась реакцией на ряд неудач «второй волны». Также именно в это время произошёл глубокий раскол феминистического движения на антипорнографический феминизм и сексуально-позитивный феминизм.
Отдельно выделим вопрос феминистической теории, которая включает в себя исследования в области антропологии, социологии, экономики, литературоведения, искусствоведения, психоанализа, философии.
Современная феминистская теория основывается на теории социального конструктивизма*и рассматривает «пол» (а также «расу») не как природные сущности, а как политические конструкты — продукты устоявшихся способов мышления, поддерживающих отношения власти между социальными группами. Она критикует обыденные представления о поле и расе как объективных данностях, существующих вне истории и политики.
− *Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского.
Один из ключевых элементов современной феминистской теории — теория интерсекциональности, согласно которой различные формы угнетения (сексизм и патриархат, расизм, капитализм, гомофобия и другие) носят системный характер, пронизывают всё общество, все социальные институты и уровни социального взаимодействия, укрепляют и поддерживают друг друга.
− Интерсекциональность — это исследование пересечения различных форм или систем угнетения, доминирования или дискриминации.
Стоит отметить, что феминизм — не единая идеология, внутри него существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами.
Отдельно выношу пункт, что феминизм борется за равные права с мужчинами, а не за доминирование. Никто не ущемляет мужчин, да и невозможно это сделать в патриархальном обществе. Да, как бы сильно нам не хотелось думать о прискорбности ситуации, мы живём в мире ещё не избавившимся от сексистских убеждений. Доказательством тому служит существование гендерных стереотипов в цивилизованном обществе.
Гендерные стереотипы. Также не нужно обделять внимание пункт изучения гендерных стереотипов. Впервые учёные занялись этим в пятидесятые годы XX века, когда основной целью исследований психологов и социологов было выявление типологических представлений мужчин о женщинах и женщин о мужчинах. По результатам было выяснено, что мужчинам приписывают рационализм и активность, в то время как образ женщины ассоциировался с эмоциональностью и поддержкой. Исследователи того времени не брались объяснить причину возникновения и существования гендерных стереотипов, ограничиваясь лишь констатацией факта их наличия.
Далее люди продолжали углубляться в изучение столь непростых, сформировавшихся со временем гендерных стереотипов. Например, американские психологи Кэй До и Тима Эмсвейлер провели эксперимент: студентов и студенток познакомили с весьма успешными результатами, которых добился их коллега (мужчина или женщина) при выполнении сложного задания. После этого испытуемых просили высказать собственное мнение о том, что, с их точки зрения, послужило причиной успеха. Оказалось, что и студенты, и студентки приписывали достижения мужчины почти исключительно его способностям, в то время как на успехи женщины, по оценкам обеих групп, больше повлияла удача.
Можно назвать и множество других стереотипов такого рода. Так, например, стереотипное представление о мужчине как лидере в равной степени характерно и для мужчин, и для женщин.
И. Броверман с соавторами попросили юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине [2]. В результате для тех и других выявился различный набор качеств:
− Мужчины — агрессивные, предприимчивые, доминирующие, независимые, неэмоциональные, легко принимают решения, самодостаточны;
− Женщины — тактичные, нежные, разговорчивые, интересуются собственной внешностью, нуждается в защите, аккуратные, спокойные.
Это исследование Броверман проводил в 1972 году. В наше время эти качества уже не так категорично делятся на мужские и женские, хотя общая тенденция сохраняется, что не может не печалить.
Заключение. Следует отметить, что гендерные стереотипы — бич нашего времени, проблема, которую необходимо решать. Необходимо не внушать детям с детства, что мальчики обязательно защитники, которым нужно скрывать чувства, а девочки истерички и непременно все будущие матери. Достаточно лишь принять несколько фактов, два из которых стоит зазубрить наизусть: люди равны и есть гораздо больше гендеров, чем существующие в коллективном сознании два.
Будьте разумными людьми и освобождайтесь от стереотипов.
Литература:
- Краснова О. В. Стереотипы и аттитюды к пожилым людям: (опыт соц.-психол. исслед.). — М.: Прометей, 2004. — 303 с.
- Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с.