Образ ласточки в лирических произведениях первой половины XIX века | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №6 (9) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 04.12.2016

Статья просмотрена: 3266 раз

Библиографическое описание:

Виттих, Я. А. Образ ласточки в лирических произведениях первой половины XIX века / Я. А. Виттих, О. В. Борзенко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 6 (9). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/young/archive/9/609/ (дата обращения: 16.11.2024).



XIX век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В первые десятилетия XIX в. происходит постепенный отход от идей классицизма. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг, становится побудительным источником его поступков. Основное направление в художественной литературе — романтизм.

«Романтизм усилил в искусстве лирическое начало, сориентировав автора главным образом на изображение неповторимого и изменчивого внутреннего состояния личности» [3, с. 117]. Характерные особенности лирики — стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя, близость к одухотворенной и целительной природе, использование образов-символов.

На рубеже XVIII — XIX вв. в русской поэзии среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы, взяв на себя центральные темы — любви, смерти, свободы, творчества. В данной работе мы будем рассматривать образ ласточки.

Ласточка — близкая к человеку птица. Она «домовитая», потому что вьет гнезда под крышей человеческого жилья. «Ласточка посредница между землей и небом, она вестница и гостья, иногда как вместилище души усопшего — все эти ее черты и свойства закрепились в восприятии поэтов и повлияли на поэтическую символику образа» [3, с. 117].

Многогранность образа ласточки вызывает большой круг ассоциаций:

Ласточка как символ прихода весны.

В русской поэзии образ ласточки метафорически соотносился с весенним пробуждением природы и юностью. Это ярко выражено в стихотворениях Н. И. Гнедича «Ласточка».

Ласточка, ласточка, как я люблю твои вешние песни!

Милый твой вид я люблю, как весна и живой и веселый!

Пой, весны провозвестница, пой и кружись надо мною;

Может быть, сладкие песни и мне напоешь ты на душу.

и А. А. Дельвига «Что вьешься, ласточка, к окну»:

Что вьешься, ласточка, к окну,

Что, вольная, поешь?

Иль ты щебечешь про весну

И с ней любовь зовешь?

В этих произведениях ласточка является главным персонажем, именно с ней связаны надежды на скорейший приход весны. Весна и ласточка не отделимы друг от друга. Ее живой и веселый вид сравнивается с самой весной.

Ласточка как символ воли и свободы.

Рассматривая образ ласточки как символ свободы и воли, нельзя не остановиться на стихотворении В. К. Кюхельбекера «Счастливицы вольные птицы».

Счастливицы вольные птицы:

Не знают они ни темницы,

Ни ссылки, ни злой слепоты.

Зачем же родился не птицею ты?

Да! ласточкой, легкой касаткой!

Глядел бы на мир не украдкой,

Весь видел бы вдруг с высоты.

Зачем же родился не птицею ты? [5, с. 47]

Автор, обращаясь к лирическому герою, задается вопросом: «Зачем же родился не птицею ты?». Именно ласточка воспринимается как легкая, способная взлететь на недосягаемую высоту птица. Идеал свободы для В. К. Кюхельбекера — это свобода в передвижении, свобода от людской молвы и возможность заниматься своим любимым делом. Именно такому идеалу полностью соответствует образ ласточки.

Ласточка как предвестник надвигающейся беды.

Иногда образ ласточки используется поэтами-лириками как символ надвигающейся беды. Скорее всего, это вытекает из народных примет и поверий. Так, низко летающие ласточки — к дождю, а ласточка, влетевшая в окно — к скорой смерти.

В стихотворении «Итальянская villa» Ф. И. Тютчевым нарисована идеалистичная картинка. Все статично — тихое журчание фонтана, благосклонность неба к земле, глубокий сон героини:

И мы вошли… всё было так спокойно!

Так всё от века мирно и темно!..

Фонтан журчал… Недвижимо и стройно

Соседний кипарис глядел в окно.

Не происходит никакого движения, кроме легкого дуновения ветерка и ласточки, которая «влетает и щебечет». Щебетание ласточки никоим образом не разрушает эту гармоничную картинку. Но вдруг судорожный трепет пробежал по ветвям кипариса и «та злая жизнь, с её мятежным жаром, через порог заветный перешла». Анализируя это стихотворение, понимаешь, что именно после появления ласточки происходят роковые перемены. Сам образ ласточки не несет в себе какой-либо угрозы, Ф. И. Тютчев использует его как символ надвигающейся беды.

Так же и Н. И. Гнедич в стихотворении «Ласточка» подмечает ее способность предупреждать о надвигающейся беде.

Птица любови и мира, всех птиц ненавидишь ты хищных.

Первая, криком тревожным — домашним ты птицам смиренным

Весть подаешь о налете погибельном коршуна злого,

Криком встречаешь его и до облак преследуешь криком,

Часто крылатого хищника умысл кровавый ничтожа.

Любимая птица поэта не только предупреждает о грозящей опасности, тем самым руша «кровавый умысел» хищника, но и преследует его. На наш взгляд, это утверждение поэта довольно спорно. В большинстве своем образ ласточки всегда мирный.

Ласточка как символ уюта.

Ласточка во все времена воспринималась как символ домашнего уюта. Она в отличие от других птиц живет с человеком под одной крышей. Особенно ярко этот образ представлен у Н. И. Гнедича в стихотворении «Ласточка».

Птица, любезная людям! ты любишь сама человека;

Ты лишь одна из пернатых свободных гостишь в его доме;

Днями чистейшей любви под его наслаждаешься кровлей;

Дружбе его и свой маленький дом и семейство вверяешь,

И, зимы лишь бежа, оставляешь дом человека.

Н. И. Гнедич в очередной раз любуется ласточкой. Верно подмечает, что ласточка единственная птица, которая строит свой маленький домик под крышей человеческого жилья. Являясь главным персонажем в этом стихотворении, ласточка наполняет его теплом и заботой.

Ласточка как символ жизни и души человека.

Ласточка всегда воспринималась как божья птичка. Ей доступно то, что недоступно человеку, — она способна подниматься высоко над землей и видеть с высоты «всю вселенну». Близость к богу дает поэтам возможность проводить параллель между образом ласточки и душой человека. Так в стихотворении Г. Р. Державина «Ласточка» образ-символ птицы соотносится и с самим лирическим героем — ласточка сравнивается с душой поэта — и с миром человеческих чувств в целом.

Душа моя! гостья ты мира:

Не ты ли перната сия? –

Воспой же бессмертие лира!

Восстану, восстану и я, –

Восстану, — и в бездне эфира

Увижу ль тебя я, Пленира?

Так же, как и душа, ласточка всего лишь «гостья мира». Наступает время, и «хладея зимою, как лед, во мраке лежишь бездыханна». Но поэт верит в бессмертие души, в то, что она также, как ласточка, встанет «от смертного сна». Тема бессмертия, нежное отношение к «птичке», «касаточке», «певичке» не может не натолкнуть на мысль, что для поэта тождественны образ ласточки и образ души.

Ласточка как образ умершего человека.

Ласточку, живущую с человеком, но имеющую возможность улетать в далекий неизведанный мир, часто сравнивают с душой умершего человека.

Такое сравнение прослеживается в стихотворении Г. Р. Державина «На смерть Катерины Яковлевны, 1794 году июля 15 дня приключившуюся», где идет обращение к ласточке, как к образу трагически умершей супруги.

Уж не ласточка сладкогласная,

Домовитая со застрехи,

Ах! моя милая, прекрасная

Прочь отлетела, — с ней утехи.

Поэт скорбит. «Все опустело! Как жизнь мне снести?». Он понимает, что ласточка вернется весной домой в отличие от любимой «милой супруги». У Г. Р. Державина время как бы движется по кругу, смерть в этом свете — неизбежный этап перед воскрешением, новой жизнью.

Так и А. И. Одоевский в своих строках «Матери» упоминает ласточку в контексте перехода из этого мира в «лучший»:

Когда же ласточкой взовьюся

В тот лучший мир,

Растаю и с тобой сольюся

В один эфир…

Не случайно полет ласточки поэт характеризует глаголом «взовьюся». Как душа человека стремительно покидает этот мир, взвившись в небесную высь, так и ласточка у А. И. Одоевского стремительно покидает эту землю.

Ласточка — болтушка.

Вызывает удивление сравнение ласточки с болтливой женщиной. Упоминание об этом мы находим в стихотворении А. А. Дельвига «К ласточке», поэт называет ее болтливой и докучной.

Что мне делать с тобой, докучная ласточка!

Каждым утром меня — едва зарумянится

Небо алой зарей и бледная Цинтия

Там в туманы покатится, —

Каждым утром меня ты криком безумолкным

Будишь, будто назло!

Погрузившись в сладкий сон, где есть «образ милых» и мечтательное счастье, автор совсем не рад слышать «болтливую» предвестницу утра — ласточку. Символично, что не сладкоголосый соловей пытается разбудить ото сна своим пением, а маленькая щебетунья.

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать следующие выводы.

Основным направлением литературы начала XIX века является романтизм. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Романтик создавал мир, в котором являлись необычные характеры и потрясающие страсти, жизнь героев протекала в сюжетах, насыщенных драматическими событиями, их окружала одухотворенная и целительная природа. Среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы.

Познакомившись с лирическими произведениями первой половины XIX века, мы пришли к выводу, что образ ласточки довольно часто встречается в творчестве поэтов-классиков. Многие поэты-лирики обращаются к образу этой легкой весенней птички.

Перечитав стихотворения о ласточках, мы видим, что ласточка — заветная птица в русской поэзии. Ей поверяются главные темы, она — подруга поэтов, она их уносит на своих легких крыльях туда, откуда сама родом, — в те сферы, где живут вдохновение, любовь, вера, душа.Она приносит в наш дом весну и надежду на лучшее.

В лирических произведениях первой половины XIX века образ ласточки довольно разнообразен. С ее образом устойчиво связан образ прихода весны, надежда на грядущие перемены, он символизирует волю и свободу. От образа ласточки веет душевностью и теплотой.

Литература:

  1. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. — Л.: Художественная литература, 1973.
  2. Веневитинов Д. В. Стихотворения. Проза. — М., 1980.
  3. Гура А. В. Ласточка // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М.: Международные отношения, 2002.
  4. Жуковский В. А. Лирика. Русская литература XIX века. — М., 1997.
  5. Кюхельбекер В. К. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. — М., 1967.
  6. Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. — М.: ИРЯ РАН, 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): ласточка, образ ласточки, русская поэзия, надвигающаяся беда, птица, стихотворение, мир, главный персонаж, лирический герой, целительная природа.


Задать вопрос