Исследовательский проект «Хлеб и жизнь» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №6 (9) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 09.12.2016

Статья просмотрена: 1936 раз

Библиографическое описание:

Созонов, С. А. Исследовательский проект «Хлеб и жизнь» / С. А. Созонов, В. В. Созонова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 6 (9). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/young/archive/9/611/ (дата обращения: 16.11.2024).



Исследована и раскрыта роль хлеба в жизни человека. Материал будет интересен школьникам, педагогам и воспитателям.

C:\Users\Виктория\Desktop\Сын.jpg

Хлеб в старину называли «жито», от слова жить. В этом году я очень долго размышлял над выбором темы, и остановился на теме «Хлеб и жизнь». Моя прапрабабушка всю жизнь проработала на Семёновских хлебозаводах, мой прадед и прабабушка непродолжительное время трудились на старом хлебозаводе, даже бабушка в свои школьные годы помогала в его цехах при строительстве нового Хлебозавода. Можно сказать, что жизнь семьи связана с этим предприятием пищевой промышленности.

Я задал себе вопрос: Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? И предположил, что если мы узнаем, как появился хлеб у человека, о его свойствах, мы поймём его ценность. Целью определил: изучить историю изобретения хлеба, отношение к хлебу в разные исторические периоды. Соответственно, основными задачами стали: изучить исторический материал о изобретении хлеба и провести практическую часть; собрать сведения о мифологическом значении хлеба в сборник (буклет); понять и оценить роль хлеба в годы войны; обобщить результаты анкетирования.

В процессе работы я использовал методы исследования: аналитический метод (изучение материала энциклопедий, работа с интернет-ресурсами, работа с литературными источниками), анкетирование (разработка содержания анкет, обработка результатов). Были проведены опыты по восстановлению цепочки возникновения хлеба, химические реакции для изготовления продукта, кулинарные пробы.

Из энциклопедии, я узнал, что хлеб появился более 15 000лет назад. Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Что сначала, это была каша из растертых, между двумя камнями зерен. Когда появился огонь, кашу из зерен попробовали высушить — так появились первые пресные лепёшки. Попробуем доказать эту научную теорию.

Опыт №1. Вклассе, мы попробовали на вкус несколько зерен пшеницы. Они были твердые и почти не съедобные.

Вывод № 1. Значит и первобытным людям такая еда не понравилась бы.

Опыт №2. Ясмолол на кофемолке (вместо двух камней) зерна пшеницы, получилась мука, и мы снова её попробовали — все сказали, что это совсем не вкусно.

Вывод № 2. Значит, первобытные люди, тоже не стали бы есть сырую муку.

Опыт №3. Мы добавили в муку воду, получилась каша, похожая на тесто для блинов. Мы его попробовали — есть, конечно, можно, но совсем не вкусно.

Вывод № 3. Первобытные люди могли есть такую кашицу, вместо хлеба, но это было не вкусно.

Опыт №4. Япопробовал испечь такое тесто — получились пресные лепёшки. Я дал их попробовать ребятам. Они сказали, что лепешки намного вкуснее каши из муки и воды.

Вывод № 4. Первобытным людям, тоже, понравились бы такие лепешки.

Главный вывод: мы с ребятами на себе проверили научную теорию появления хлеба, и все с ней согласились. Хлеб появился, когда древние люди проводили разные опыты с зернами пшеницы.

Хлебом на Руси считали не только печёный хлеб, но и зерна ржи, пшеницы, ячменя, овса, просо, рис т. д. Пекли караваи, ковриги, пряники, блины, варили квас, кисели, каши. В каждом замке и монастыре были свои мельницы и пекарни, мукомолы и хлебопёки. «Хлеб — батюшка» – ласково называли наши предки. Хлебом-солью встречают дорогих гостей. Буханка хлеба — это настоящий осколок солнца на нашей земле. Хлеб по праву занимает одно из первых мест среди наших материальных и нравственных ценностей.

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода — ведь норма рабочего на день была лишь 250 гр., служащего, иждивенца и ребенка 125 гр.

Для одноклассников я провел анкетирование по теме своего проекта.

  1. Как часто вы едите хлеб? (– Каждый день, – Редко, – Вообще не едите).
  2. Какой хлеб вы больше любите? (– Пшеничный, – Ржаной, – Пшенично-ржаной, – Никакой не любите)
  3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно? (– Да, – Нет)
  4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба? (– Да, – Нет)
  5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб? (– Выбрасывают, –Скармливают домашним животным, – Сушат сухари, – В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба).

Результаты: 88 процентов ребят ежедневно употребляют хлеб, а 12 — редко, 78 процентов ребят любят белый пшеничный хлеб, а 36 — ржаной, т. е. есть ребята, которые любят одинаково оба вида хлеба. Все ребята отметили важность бережного отношения к хлебу. 100 процентов одноклассников не оставляют кусков. Большинство семей нашего класса скармливают хлеб домашним животным,24 процента — сушат сухари, правда в одной семье чёрствый хлеб выбрасывается.

Мне всегда было интересно, как это тесто у мамы для пирожков поднимается, я попробовал замесить дрожжевое тесто, и на опыте с шариком покажу, в чём секрет пышного хлеба. Что общего у воздушного шарика и пирога?

Для опыта понадобится: маленькая бутылка, воздушный шарик, 1 пакетик разрыхлителя для теста, столовый уксус. Наливаем в бутылку примерно на 2 пальца уксуса. Вскрываем пакетик с разрыхлителем теста и берём шарик за горловину. Пересыпаем разрыхлитель из пакетика в шарик, теперь надеваем шарик на горлышко бутылки, при этом порошок должен остаться в шарике. Пустая оболочка шарика свисает с бутылки. Приподнимаем шарик, чтобы разрыхлитель высыпался в бутылку и попал в уксус. Что произойдёт? В бутылке начнётся мощнейшая химическая реакция. Смесь бурлит, идёт пена. А шарик надуется. Между уксусом и разрыхлителем теста происходит бурная химическая реакция. При этом в больших количествах выделяется углекислый газ (CO2), создавая в бутылке высокое давление. Газ вырывается через горлышко бутылки и попадает в шарик. Шарик будет надуваться, пока реакция не прекратится. Разрыхлитель теста- это щелочь, а уксус-кислота. В результате в тесте появляется множество пузырьков, пироги, хлеб и булочки становятся вкуснее. При выпечки в печи несколько граммов разрыхлителя вызывают химическую реакцию. Перед выпечкой сырое тесто расстаивается при комнатной температуре. Тесто продолжает подниматься в духовке. До появления разрыхлителя в тесто дрожжи.

В начале XIX в. в Германии не хватало хлеба. Знаменитый химик Юстус фон Либих рассчитал, что дрожжи поедают столько муки, сколько хватило бы на хлеб для 400000 человек. В 1833 г. ему пришло в голову добавлять в тесто натр – особую соль — вместо дрожжей. Так появился разрыхлитель для теста. С 1900 г. его начали производить промышленно. В отличие от дрожжей, он хранится очень долго.

Хлеб придумали очень давно. Со временем в тесто стали добавлять яйца, соль и сахар, дрожжи — это такие маленькие грибы, которые помогают тесту, расти, и превращают простую лепешку в булку. У каждой страны появились свои рецепты. А вам интересно, какой хлеб едят в других странах? Каждый народ внес в этот процесс свою лепту, значит — хлеб в разных странах разный.

Посмотрим! Хлеб в России пекли с куполами, чтоб хватило, как неба, на всех за широкими в доме столами. Крошку бросить считали за грех и называли — караваем.

Есть хала-хлебушек из сдобного теста, заплетенного в косичку. Его готовят в Израиле евреи. Кушают они его только в субботу. У них по субботам специальный праздник — Шаббат называется. Хала – праздничное блюдо. А еще у евреев есть древняя традиция отделять от теста маленький кусочек и сжигать его, как жертву богу.

Есть Симит — турецкий бублик. Он похож на наш бублик, только хрустящий и более тонкий. Купить симитку можно прямо на улице у продавца, который возит свой товар по городу на тележке или, еще проще, на подносе, водруженном на голове. Продавца обычно сопровождает стайка воробьев, которые склевывают рассыпанные кунжутные зерна. Турецкий бублик симит прекрасно утоляет чувство голода и полезней любого сникерса.

Есть лаваш — кавказский хлеб. Он бывает разный по форме: пухленький, или тонкий как бумага. В него можно завернуть сыр зелень тонкие кусочки мяса. А мне, он напоминает мамины блины, только лаваш больше и не такой мягкий.

Есть фокачча — итальянская булка. Главное в ней — ароматные травы (чаще всего базилик), оливковое масло и пресное дрожжевое тесто. Пресное, значит, без соли. Из такого же теста, кстати, готовят мою любимую пиццу.

Есть лангош — национальный хлеб всего Балканского полуострова, лепешка обжаренная в кипящем масле, приготовленная из дрожжевого теста. Кушают его с чесночным соусом, сметаной, сыром.

Бриошь — сладкая французская булка. Бриошь готовится из самого нежного теста. Такие булочки подают к чаю, обязательно свежими, из духовки, тогда они особенно вкусные.

Пумперникель — хлебушек из Германии.

Название забавное, не так ли? Можно подумать, что это пирожное или сладкий пудинг. На самом деле это хлеб из ржаной муки грубого помола. Чтобы его приготовить, зерна ржи долго вымачивают в специальном растворе, а сам хлеб пекут не менее суток. Зато хранить его можно потом несколько месяцев. Рецепт пумперникеля придумали пекари из городка Зост в германской области Вестфалия. Говорят, там до сих пор работает пекарня, в которой готовят такой хлеб с 1580 года.

Я научился использовать несвежий хлеб для приготовления гренок с чесноком из ржаного и с яйцами — из белого хлеба. Предлагаю вам их попробовать.

А вот рецепты от меня:

  1. Гренки с чесноком, готовятся они очень просто нужно взять черствый черный хлеб и разрезать на небольшие ломтики: когда сковорода нагреется, в нее надо налить масло, положить в него хлебушек, обжарить со всех сторон, когда хлебушек станет золотисто-коричневым, его надо снять со сковороды, а вот и чесночок, чесноком надо натереть гренки. Кушать такие гренки можно и с чаем, и с супом, и просто так. В общем, приятного Вам аппетита!!!
  2. А вот еще один рецепт: Гренки из белого хлеба. Я их приготовлю из батона, мама купила его вчера, а сегодня он уже не такой вкусный и мягкий. Смотрите, как у черствого батона появится вторая жизнь: яйцо разбиваем в мисочку, хорошенько размешиваем, обмакиваем в него кусочки хлеба, и кладем их на сковороду с горячим маслом, обжариваем со всех сторон, гренки из белого хлеба готовы.

Я был в пекарне и представляю процесс. Но мне бы очень хотелось побывать на Хлебозаводе. Мы точно знаем, что хлеб надо беречь и уважать. Надо только придумать, как дольше сохранить хлеб, ведь не всегда получается съесть сразу свежую буханку. В одном из музеев, словно бесценное сокровище, хранится ломтик хлеба, которому...6 тысяч лет! Ученые нашли его на дне озера. Когда-то, очень давно, он попал в густой ил, со временем окаменел и так сохранился до наших дней. Но этот способ нам не подходит, ведь каменный хлеб нам не по зубам, да и ил со дна озера не так просто добыть!

Попробовал 3 способа хранения хлеба: в хлебнице, в целлофановом пакете, и в холодильнике.

  1. В хлебнице хлеб остается свежим достаточно долго 1–2 дня. Но белый хлеб следует хранить отдельно от черного, иначе его вкус портится.
  2. В целлофановом пакете, но, по моим наблюдениям, хлеб задыхается и теряет все вкусовые качества.
  3. В холодильнике хлеб остается свежим дольше всего, не теряя вкуса.

Еще один очень хороший совет дала нам моя бабушка: «Черствый хлеб легко снова сделать мягким и вкусным. Для этого достаточно перед подачей на стол поместить его на несколько минут в горячую духовку или в микроволновку. Разогретый хлеб следует, есть в течение 2–3 часов, иначе он снова становится черствым». А лучше всего покупать столько хлеба сколько ваша семья сможет скушать за один день!

Выводы. Проведённая практическая работа показала наглядно процесс возникновения хлеба. Опрос одноклассников доказал важность хлеба в жизни и необходимость бережного к нему отношению. Я научился самостоятельно готовить гренки, используя чёрствый хлеб. Обогатил свой кругозор, узнав много нового и интересного о хлебе. Моя гипотеза подтвердилась, знания помогают менять мнение, убеждать, поэтому обойтись без хлеба нельзя, он ценен. Мы должны бережно относиться к продукту стольких человеческих рук, недаром о нём такое количество пословиц, и, даже поэты, в своих произведениях восхищаются им.

Литература:

  1. http://stihidetyam.ru/articles/article101.php
  2. http://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производства.
  3. http://bd.fom.ru/report/cat/val_/dd063234 ФОМ>Хлеб.
  4. http://weaft.com/documents/narodnye-pogovorka-poslovica-hleb-vzroslye-deti-shkolnikov-adult-kid-quotes-bread
  5. http://images.yandex.ru/yandsearch С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка Автор: Емельянова Э. «Расскажите детям о хлебе», «Мозаика — Синтез», 2011 г.
Основные термины (генерируются автоматически): хлеб, черствый хлеб, белый хлеб, ваша семья, зерно пшеницы, разрыхлитель теста, опыт, шарик, воздушный шарик, какой хлеб.


Похожие статьи

Социальное партнерство как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся

В статье представлен опыт работы педагогов Белгородского областного Дворца детского творчества по формированию основ духовно-нравственного развития личности обучающихся, отражающий формы взаимодействия с социальными партнёрами.

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Сталинград. Герои и подвиги»

В статье раскрывается форма работы педагогов с детьми и родителями по гражданско-патриотическому воспитанию через организацию проектной деятельности.

Проект «Учимся безопасности»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.

Книга как источник творчества

Данная статья будет полезна воспитателям дошкольного образовательного учреждения, родителям, которые заинтересованы в правильном воспитании своих детей.

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей»

В представленной работе дано описание положительного опыта сотрудничества педагогов, родителей и учащихся КУ «Нижневартовская специальная (коррекционная) школа I, II вида» в рамках реализации программы «Университет для родителей», обоснована необходи...

Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов СПО

Данная статья является результатом обобщения авторами опыта экологического образования и просвещения студентов через выполнение социально значимого исследовательского проекта, имеющего четко выраженную экологическую направленность. Статья выполнена в...

Сценарий праздника национальных культур и традиций «Дружат дети на планете»

Данный материал будет полезен в работе организаторам, воспитателям, музыкальным руководителям детского сада.

Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи»

Рассматриваются вопросы развития и формирования целостной личности, выявления и развития научно-творческих способностей школьников на примере реализации социально- образовательного проекта «Юные исследователи» (г.Пенза).

Похожие статьи

Социальное партнерство как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся

В статье представлен опыт работы педагогов Белгородского областного Дворца детского творчества по формированию основ духовно-нравственного развития личности обучающихся, отражающий формы взаимодействия с социальными партнёрами.

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Сталинград. Герои и подвиги»

В статье раскрывается форма работы педагогов с детьми и родителями по гражданско-патриотическому воспитанию через организацию проектной деятельности.

Проект «Учимся безопасности»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.

Книга как источник творчества

Данная статья будет полезна воспитателям дошкольного образовательного учреждения, родителям, которые заинтересованы в правильном воспитании своих детей.

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей»

В представленной работе дано описание положительного опыта сотрудничества педагогов, родителей и учащихся КУ «Нижневартовская специальная (коррекционная) школа I, II вида» в рамках реализации программы «Университет для родителей», обоснована необходи...

Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов СПО

Данная статья является результатом обобщения авторами опыта экологического образования и просвещения студентов через выполнение социально значимого исследовательского проекта, имеющего четко выраженную экологическую направленность. Статья выполнена в...

Сценарий праздника национальных культур и традиций «Дружат дети на планете»

Данный материал будет полезен в работе организаторам, воспитателям, музыкальным руководителям детского сада.

Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи»

Рассматриваются вопросы развития и формирования целостной личности, выявления и развития научно-творческих способностей школьников на примере реализации социально- образовательного проекта «Юные исследователи» (г.Пенза).

Задать вопрос