Метод проектов — эффективное средство формирования ключевых компетенций учащихся | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №6 (9) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 20.12.2016

Статья просмотрена: 341 раз

Библиографическое описание:

Шмелева, О. В. Метод проектов — эффективное средство формирования ключевых компетенций учащихся / О. В. Шмелева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 6.1 (9.1). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/young/archive/9/640/ (дата обращения: 19.12.2024).



В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах ставится важнейшая задача: перейти от простой передачи знаний, умений и навыков от педагога к обучающемуся к развитию способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения этой задачи образования является формирование универсальных учебных действий, ключевых образовательных компетенций учащихся. Большая роль при этом отводится такой предметной области, как математика. Одно из самых эффективных средств формирования ключевых компетенций учащихся на уроках и во внеурочной деятельности — это применение метода проектов, основанного на компетентностно-ориентированных образовательных технологиях. Основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие способностей обучающихся, а также партнёрское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы. Проекты по математике могут быть разнообразны по форме, содержанию, характеру основной деятельности, по количеству участников и продолжительности исполнения. Как известно, различают следующие виды проектов по доминирующей деятельности обучающихся:

Практико-ориентированный проект

Исследовательский проект

Информационный проект

Творческий проект

Прикладной проект

Социальный проект

Во всех этих проектах речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников.

В своей работе использую следующие виды проектов:

1. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное, хоть и небольшое, исследование. Он потребует работы по определенному алгоритму:

— постановка проблемы;

— формулировка гипотезы;

— планирование действий;

— сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;

— подготовка и написание отчёта (альбома, реферата, компьютерной презентации);

— защита, презентация проекта.

В этом учебном году учащиеся пятого класса работали над исследовательским проектом «Старинные меры длины». Постановка проблемы. Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего какие-либо измерения. Ежедневно ученые, инженеры, архитекторы, строительные рабочие, школьники выполняют множество различных измерений длины, используя сложные приборы и обыкновенные линейки. А что же существовало до того, как изобрели линейку, сантиметр, метр? Как появились меры длины? Пользуются ли в настоящее время старинными мерами длины в нашей стране и за рубежом? Где и для чего? Цель работы: познакомиться со старинными мерами длины, экспериментальным путем, проведя измерения, установить длину старинных мер и сравнить полученные результаты с опубликованными в различных источниках информации. Был составлен план действий:

  1. Сбор информации о старинных мерах длины нашей страны и других стран, возможных вариантах их использования в современном мире
  2. Установление опытным путем длин старинных мер (проведение измерений учащихся в 8-ом и 10-ом классах)
  3. Проведение анализа полученных результатов (в т. ч. вычисление среднего арифметического таких мер длины, как пядь, локоть, сажень, дюйм, фут и некоторые другие)
  4. Оформление результатов (доклад на конференции и презентация)

Группой обучающихся 10 класса на школьной научно-практической конференции была представлена исследовательская проектная работа «Доказательства теоремы Пифагора с точки зрения психологии». Гипотеза: учащиеся с разными типами мышления по-разному воспринимают доказательства знаменитой теоремы Пифагора. Цель: выбрать «удобные» доказательства для каждого типа мышления. Десятиклассники составили план работы над проектом:

  1. С помощью различных источников информации расширить и углубить свои знания о великом учёном древности.
  2. Выбрать из всех доступных доказательств несколько и представить их учащимся 8-ого и 10 класса.
  3. Провести анкетирования с целью определения более понятного для каждого доказательства.
  4. С помощью школьного психолога определить тип мышления учащихся в этих классах.
  5. Обработать результаты и сделать выводы.
  6. Ознакомить с выводами учителей математики
  7. Оформить результаты и выступить с докладом на школьной конференции.

Использование в обучении метода проектов способствует формированию исследовательских навыков учащихся, активизирует их деятельность.

2. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Восьмиклассники работали над информационным проектом «Золотое сечение — божественная пропорция». Постановка проблемы. Во все времена люди пытались находить закономерности в окружающем их мире. С развитием математики людям удалось измерить “золотое соотношение”, которое впоследствии получило название “Золотое сечение”. Многие объекты живой и неживой природы имеют отношение длин некоторых своих элементов, близкое к этому соотношению. Удивительно, как всего одно математическое понятие встречается во многих разделах человеческого знания. Оно как бы пронизывает все в мире, соединяя между собой гармонию и хаос, математику и искусство. Актуальность данного исследования определяется многовековой историей использования золотого сечения в математике и искусстве. То, над чем ломали голову древние, остается актуальным и вызывающим интерес современников. Целью данной работы является исследование источников информации, касающихся “Золотого сечения” в различных областях знания, выявление закономерностей и нахождение связей между науками, выявление практического смысла «Золотого сечения», актуальность применения его и по сегодняшний день. План работы над проектом:

1.Изучение различных источников информации о понятии «Золотое сечение»

2.Установление фактов использования «Золотого сечения» в живой и неживой природе, искусстве (архитектуре, живописи, скульптуре, музыке, литературе и кино), других областях жизни и деятельности человека.

3.Оформление результатов в виде компьютерной презентации, реферата и выступления на научно-практической конференции.

Учащиеся девятого класса выбрали тему «Таинственное число π». На протяжении многих веков загадочное число π будоражит умы математиков всего мира. Кто-то считает его мистическим, не поддающимся рациональному объяснению. Авторы проекта снова затронули актуальную и по сей день тему числа π. В работе приведены интересные факты о важнейшей математической константе, изучение которой насчитывает уже более двадцати двух веков.

Учащиеся одиннадцатого класса выполнили проект на тему «Математические парадоксы и софизмы». Работа над софизмами и парадоксами — это тренировка мышления и логики. Она способствует мозговой деятельности. Человек уверенно и быстро ориентируется в жизненных ситуациях, требующих принятия верного решения, умеет отстаивать свое мнение. Таких людей нелегко обмануть, вовлечь в какие-либо махинации финансового или иного характера. Оттачивается острота ума, умение четко и точно формулировать свои мысли, отличать заблуждения от реальности. Проект получился не только информационным, но и в некоторой степени исследовательским. Ребята познакомили учащихся двух шестых классов с простым софизмом «5=6» и попросили найти ошибку в рассуждениях. Изучив ответы, они сделали интересные выводы.

3. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Ученики восьмого класса задались вопросом: «Сколько весит «груз знаний»? и попытались ответить на него, работая над проектом. Постановка проблемы. Многие школьники страдают теми или иными заболеваниями позвоночника. Врачи считают, что причиной этого могут быть слишком тяжелые школьные рюкзаки, а также то обстоятельство, что часто ребята носят их неправильно. Сколько примерно должен весить рюкзак, чтобы его ношение не причиняло вреда здоровью хозяина? Цель проекта — проверить соблюдение санитарных норм и правил в части веса портфелей и рюкзаков учеников школы, обозначить пути решения этой проблемы.

План работы над проектом

  1. Сбор и изучение информации о распространенных заболеваниях позвоночника у детей и подростков (в т. ч. данные школьного медицинского кабинета) и причинах их возникновения
  2. Проведение измерений веса учащихся 2,3,5,6,8 и 10 классов и их рюкзаков (портфелей, сумок и т. п.)
  3. Анализ и статистическая обработка полученных данных, в т. ч.

вычисление, сколько процентов вес рюкзака составляет от веса самого ученика

сравнение результатов с санитарными нормами и выявление их нарушения

наглядное представление информации (таблицы, диаграммы, графики),информирование классных руководителей о соблюдении САНПИНа в классе

  1. Предложения о способах решения проблемы «перегруза» рюкзаков
  2. Подготовка презентации проекта.

Чаще использую групповую форму работы (от трёх до пяти-шести обучающихся в одной команде). У групповых проектовесть ряд преимуществ, основное из которых — наибольшее развитие коммуникативной компетентности и формирование навыков сотрудничества. Продолжительность выполнения составляет один-два месяца (как правило, столько занимает подготовка к ежегодной школьной научно-практической конференции).Поэтому из всевозможных форм реализации таких проектов (печатная работа, статья, стенгазета, мультимедиа презентация, сборник заданий по какой-либо теме, геометрическая модель и т. д.) чаще всего использую выступление учащихся с докладом на конференциях различного уровня. Внеурочная деятельность, где используется метод учебного проекта, способствует формированию комплекса ключевых компетентностей. Каждый учащийся имеет возможность выступать в различных коммуникативных ролях и являться субъектом собственной коммуникативной стратегии, его коммуникация встроена в деятельность и обусловлена ею. Все это способствует развитию коммуникативной компетентности. Каждый учащийся ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки познавательной компетентности. Он находит нужную информацию, обрабатывает и использует для решения поставленных задач, развивая информационную компетентность. Сочетание комплекса педагогических технологий, обеспечивающих формирование ключевых компетенций, позволяет добиваться существенных успехов в обучении и воспитании учащихся.

Литература:

  1. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007.
  2. Мелехина С. И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности. — Киров, 2006
  3. http://festival.1september.ru/articles/661720/
Основные термины (генерируются автоматически): постановка проблемы, проект, информационный проект, исследовательский проект, различный источник информации, старинная мера длины, план работы, класс, учащийся, внеурочная деятельность.


Похожие статьи

Метод проектов как средство формирования исследовательских умений и навыков обучающихся

Система «открытых» задач как средство развития креативности учащихся основной школы

Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся в процессе изучения иностранного языка

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей

Возможности метода проектов в процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога

Проектная форма работы как одна из актуальных инновационных технологий при обучении иностранному языку

Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей

Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся

Похожие статьи

Метод проектов как средство формирования исследовательских умений и навыков обучающихся

Система «открытых» задач как средство развития креативности учащихся основной школы

Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся в процессе изучения иностранного языка

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей

Возможности метода проектов в процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога

Проектная форма работы как одна из актуальных инновационных технологий при обучении иностранному языку

Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей

Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся

Задать вопрос