Влияние семьи на профориентацию детей | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №5 (90) май 2025 г.

Дата публикации: 12.04.2025

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Павлова, В. А. Влияние семьи на профориентацию детей / В. А. Павлова, Д. П. Гончаров. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2025. — № 5 (90). — URL: https://moluch.ru/young/archive/90/4937/ (дата обращения: 24.04.2025).

Препринт статьи



В статье исследуется влияние семейного окружения на процесс профориентации детей с акцентом на ключевые факторы, формирующие их профессиональные предпочтения и карьерные устремления. Обсуждается важность выбора профессии в раннем возрасте и рассматриваются как положительные, так и отрицательные аспекты воздействия семьи на этот выбор. Автор делится результатами проведенного социологического опроса, направленного на выявление роли семейной среды и стиля воспитания на выбор будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, влияние семьи, социологический опрос.

Семья играет ключевую роль в формировании профессиональной ориентации детей, влияя на их выбор и мотивацию. В условиях разнообразия карьерных путей и динамичности рынка труда, семейные ценности и опыт родителей становятся важными ориентирами для детей. Выбор профессии — это не только определение будущей работы, но и значимый этап, который влияет на развитие личностных качеств и эмоциональное благополучие. Осознанный выбор профессии может стать основой для успешной и счастливой жизни, что подчеркивает важность поддержки и понимания со стороны семьи. В этом контексте цель данной статьи заключается в изучении влияния семейного микроклимата на уверенность подростка в выборе профессии. Немаловажную роль в профориентации играет тестирование — это простой и действенный способ нащупать нужное направление для будущей профессии. Чаще всего тесты по профориентации основываются на двух популярных методиках — Е. А. Климова [1] и Д. Л. Голланда [2]. Российская платформа Skillbox регулярно проводит исследования, которые показывают, что почти половина выпускников вузов не удовлетворены выбранной профессией. Также часто встречаются случаи, когда люди начинают испытывать разочарование в своей специальности спустя несколько лет работы и задумываются о смене карьерного направления.

Согласно «Теории социального научения», разработанной Альбертом Бандурой [3], дети усваивают поведение, наблюдая за действиями своих родителей и других значимых фигур в их окружении. Профессия родителей может служить важным ориентиром для подражания, формируя у детей представления о том, какие виды деятельности считаются «успешными» или «престижными». Например, если родители работают в области медицины, дети могут начать воспринимать эту профессию как желанную, что может повлиять на их собственные карьерные устремления. Дети активно воспринимают информацию из своей социальной среды, и это существенно влияет на их поведение, установки и будущие карьерные выборы. Поддержка со стороны семьи может проявляться в различных формах, включая моральную поддержку и активное участие в процессе выбора профессии. Например, если родители регулярно обсуждают свои рабочие будни, делятся историями о том, как они помогают людям и решают сложные задачи, это способствует формированию у детей реалистичного восприятия мира труда и возможных карьерных путей. Такое взаимодействие создает у детей чувство безопасности и уверенности, позволяя им исследовать свои интересы и стремления.

Влияние семьи на формирование личности ребенка имеет огромное значение, хотя не всегда оказывается благоприятным. Исследователи В. В. Юстицкис и Э. Г. Эйдемиллер [4], выявляют шесть типов аномального семейного воспитания. Эти типы могут способствовать усилению определенных черт характера у детей и оказывать негативное влияние на их будущую профессиональную деятельность:

  1. Гипопротекция (гипоопека)

Данный стиль воспитания характеризуется недостаточным вниманием родителей к потребностям и интересам ребенка, что приводит к его фактическому оставлению наедине с собой. Несмотря на наличие формального контроля, отсутствие адекватной заботы порождает у ребенка ощущение брошенности. В таких условиях существует риск развития асоциального поведения, что негативно сказывается на будущих профессиональных взаимодействиях.

  1. Доминирующая гиперпротекция

Этот стиль воспитания проявляется в чрезмерной заботе и контроле со стороны родителей, которые не учитывают реальные потребности ребенка. Такое воспитание препятствует формированию самостоятельности и инициативы, что может привести к развитию нерешительности и зависимости у ребенка. Он лишается возможности учиться на собственном опыте, что вызывает страх перед неудачами и затрудняет принятие рисков в профессиональной сфере.

  1. Потворствующая гиперпротекция

В данном случае родители удовлетворяют все желания ребенка, делая его центром внимания в семье. Поддержка капризов и восхищение даже мнимыми талантами способствуют формированию эгоистичных черт личности. В результате ребенок может вырасти с убеждением, что все его желания должны быть исполнены, что в дальнейшем приведет к разочарованиям в профессиональной жизни.

  1. Эмоциональное отвержение

Эмоциональное отвержение со стороны родителей оказывает разрушительное воздействие на развитие ребенка. Это состояние проявляется в восприятии ребенка как обузы, при этом его потребности остаются игнорируемыми. Родители могут открыто выражать недовольство или скрыто — через иронию и насмешки. Скрытое отвержение может проявляться в чрезмерной критике или раздражительности. Такое отношение формирует у ребенка чувство ненужности и подрывает уверенность в себе, что затрудняет выбор профессии в будущем.

  1. Жестокие взаимоотношения

Жестокое обращение с детьми часто сопутствует эмоциональному отвержению и может проявляться как в явной форме насилия, так и в скрытой — через холодность и враждебность. Независимо от формы, такие отношения недопустимы в воспитании, поскольку могут привести к глубоким травмам, мешающим ребенку адаптироваться в обществе и эффективно функционировать в профессиональной среде.

  1. Повышенная моральная ответственность

Этот тип воспитания характеризуется наложением на ребенка чрезмерных моральных обязательств, не соответствующих его возрастным особенностям и возможностям. Родители ожидают от него высоких моральных качеств и значительных успехов, игнорируя реальные желания и интересы ребенка. Часто ему поручается забота о младших братьях или сестрах, что фактически делает его «главой семьи». В таких условиях дети испытывают стресс и неврозы из-за невыносимой ответственности, что может привести к трудности анализа при принятии решений из-за страха совершить «неправильный» выбор.

В рамках нашего социологического исследования было проведено анкетирование среди 57 учащихся 10 классов, посвященное влиянию семьи на профориентацию детей. Основной целью исследования стало выявление факторов и трудностей, которые влияют на выбор профессии, с которыми сталкиваются учащиеся при принятии этого решения.

Анкета включала 7 закрытых и 2 открытых вопроса, что позволило собрать как количественные, так и качественные данные. Опрос проводился в письменной форме, а взаимодействие с респондентами осуществлялось индивидуально. Методика разработки и анализа анкеты основывалась на индуктивном подходе, позволяющем переходить от частных наблюдений к более общим выводам и гипотезам.

Данное исследование направлено на глубокое понимание влияния семейной среды на процесс профориентации молодежи и может стать основой для дальнейшего изучения этой темы. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что семейная среда и стиль воспитания оказывают значительное влияние на профориентацию детей, формируя их интересы, ценности и представления о профессиях, что в конечном итоге определяет их выбор будущей профессиональной деятельности. Результаты представлены в виде диаграммы.

Определились ли вы с выбором профессии?

Рис. 1 . Определились ли вы с выбором профессии?

Согласно результатам опроса, 53.4 % (30 человек) опрошенных десятиклассников уже определились с выбором будущей профессии, в то время как 46.6 % (27 человек) испытывают затруднения в этом вопросе (Рисунок 1). Данный факт указывает на значительную долю молодежи, испытывающую сложности с профессиональным самоопределением. В качестве основных причин неопределенности респонденты отмечают:

— Разнообразие профессий: Широкий спектр доступных профессий может вызывать растерянность и затруднять выбор.

— Непонимание будущих тенденций на рынке труда: Недостаток информации о перспективных направлениях и потребностях рынка труда усугубляет проблему выбора.

Полученные данные подчеркивают необходимость предоставления подросткам актуальной информации о различных профессиях, их перспективах и требованиях.

Обсуждали ли вы с родителями свои планы на будущую карьеру?

Рис. 2 . Обсуждали ли вы с родителями свои планы на будущую карьеру?

Анализ результатов показал, что большинство респондентов (как определившихся, так и не определившихся с выбором профессии) обсуждают свои планы с родителями. В группе не определившихся с выбором профессии 25 человек обсуждали свои планы с родителями, в группе определившихся — 26 человек (Рисунок 2). Это свидетельствует о наличии открытого диалога в семьях по вопросам профессионального самоопределения. Однако, выявлены случаи (6 человек) отсутствия обсуждения, что может указывать на недостаточную поддержку или интерес со стороны родителей к будущему своих детей. Данный факт подчеркивает необходимость вовлеченности родителей в процесс выбора профессии и создания благоприятной атмосферы для обсуждения.

Поддерживают ли родители ваш выбор профессии (или ваши размышления о будущей профессии, если вы еще не определились)?

Рис. 3. Поддерживают ли родители ваш выбор профессии (или ваши размышления о будущей профессии, если вы еще не определились)?

Большинство респондентов отмечают поддержку со стороны родителей в их профессиональном выборе (Рисунок 3). Однако, стоит отметить наличие случаев (9 человек), когда родители не поддерживают выбор ребенка или проявляют поддержку лишь частично («50/50»). Данный факт может негативно сказаться на уверенности подростка в своем выборе и создать дополнительное психологическое давление.

Нравится ли вам профессия ваших родителей (или профессии, если родители работают в разных сферах)?

Рис. 4. Нравится ли вам профессия ваших родителей (или профессии, если родители работают в разных сферах)?

Интерес к профессиям родителей наблюдается у значительного числа респондентов (45 человек) (Рисунок 4). Это может указывать на влияние семейных традиций и династий на выбор профессии. Однако среди не определившихся есть и те, кто не находит вдохновения в профессиях родителей (8 человек), что может приводить к желанию выбрать что-то совершенно иное.

Ожидают ли от вас родители выбора какой-либо конкретной профессии?

Рис. 5. Ожидают ли от вас родители выбора какой-либо конкретной профессии?

Ожидания родителей, связанные с выбором профессии, могут оказывать значительное влияние на подростков (Рисунок 5). В группе определившихся с выбором, 6 человек ощущают ожидания со стороны родителей, что может ограничивать их свободу выбора и подталкивать к выбору профессии, которая не соответствует их интересам и способностям.

Есть ли в вашей семье представители одной профессии в нескольких поколениях (династия)?

Рис. 6. Есть ли в вашей семье представители одной профессии в нескольких поколениях (династия)?

Наличие профессиональных династий может влиять на выбор профессии (Рисунок 6). Однако большинство респондентов (как определившихся, так и не определившихся) не имеют династий (46 человек), что может означать необходимость самостоятельно исследовать различные варианты.

Как часто в вашей семье обсуждаются вопросы, связанные с работой и карьерой?

Рис. 7. Как часто в вашей семье обсуждаются вопросы, связанные с работой и карьерой?

Результаты опроса показывают, что среди определившихся респондентов большинство обсуждает вопросы карьеры редко или иногда, что может свидетельствовать о недостаточной информированности молодежи о карьерных возможностях и в дальнейшем неудовлетворенности от выбранной профессии (Рисунок 7). Небольшое количество респондентов говорит о частых обсуждениях, что указывает на поддержку со стороны родителей. Среди не определившихся также преобладает редкость обсуждений, что может указывать на отсутствие значимости выбора профессии в их семьях. Однако высокий показатель частоты обсуждений у 11 респондентов говорит о потенциальном доступе к информации, хотя это не приводит к ясному выбору профессии. В целом, как у определившихся, так и у не определившихся наблюдается недостаточная глубина и регулярность обсуждений карьерных вопросов.

Есть ли среди ваших родственников люди, чья профессиональная деятельность вас вдохновляет

Рис. 8. Есть ли среди ваших родственников люди, чья профессиональная деятельность вас вдохновляет

Значительная часть респондентов упомянула, что профессия родителей вдохновляет их, особенно из-за финансовой стабильности (Рисунок 8). В то же время многие респонденты не находят вдохновения в родительской профессии, считая её скучной, что указывает на стремление к самовыражению и желанию найти собственное место в мире труда. С другой стороны, группа респондентов, не определившихся с выбором профессии, может испытывать неопределенность из-за разнообразия возможностей и давления со стороны общества или семьи в выборе «правильной» профессии.

Насколько вы уверены в своем выборе профессии (или в выбранном направлении, если окончательно не определились)?

Рис. 9 . Насколько вы уверены в своем выборе профессии (или в выбранном направлении, если окончательно не определились)?

Распределение уверенности (по шкале от 1 до 10, где 1 — совсем не уверен, а 10 — абсолютно уверен) в своем выборе профессии показывает значительное количество респондентов с низким уровнем уверенности (1–4) (23 человека) (Рисунок 9). Это подчеркивает проблему неопределенности и недостатка ясности в отношении будущего выбора профессии.

Результаты проведенного социологического исследования позволяют сделать следующие выводы:

— Семейные факторы, такие как поддержка родителей, обсуждение планов на будущее, влияние профессий родителей и ожидания, оказывают существенное влияние на процесс профессионального самоопределения подростков.

— Недостаток информации о профессиях, тенденциях рынка труда и отсутствие вдохновения от профессиональной деятельности родителей являются основными причинами неопределенности в выборе профессии.

— Существует необходимость в оказании подросткам целенаправленной помощи в профессиональном самоопределении, включающей предоставление информации о профессиях, консультации с психологами и профориентологами, а также поддержку со стороны родителей и семьи в целом.

Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о значимом влиянии семейной среды и стиля воспитания на профориентацию детей. Данные исследования могут быть использованы для разработки программ профориентационной работы с подростками и их родителями, направленных на повышение осознанности выбора профессии и формирование успешной профессиональной траектории.

Исследование подтвердило, что семейная среда и стили воспитания существенно влияют на профориентацию детей. Выбор профессии в юном возрасте формируется под воздействием семьи: негативные типы воспитания могут затруднить профессиональное самоопределение и создать трудности в будущей профессиональной деятельности, в то время как поддержка родителей создает условия для выбора профессии, соответствующей интересам и способностям ребенка. Таким образом, осознанный подход к профориентации в семье является ключевым фактором успешного будущего подрастающего поколения.

Литература:

  1. Климов, Е. А. Методика «Определение типа будущей профессии» / Е. А. Климов.
  2. Холланд, Джон Л. Психология профессионального выбора; теория типов личности и модельных сред / Джон Л. Холланд; пер. с англ. — М., 1966.
  3. Бандура, Альберт. Теория социального научения / Альберт Бандура; пер. с англ. — СПБ.: Евразия, 2000.
  4. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий, В. В. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. — Обнинск, 1992.


Задать вопрос