В статье исследуется влияние семейного окружения на процесс профориентации детей с акцентом на ключевые факторы, формирующие их профессиональные предпочтения и карьерные устремления. Обсуждается важность выбора профессии в раннем возрасте и рассматриваются как положительные, так и отрицательные аспекты воздействия семьи на этот выбор. Автор делится результатами проведенного социологического опроса, направленного на выявление роли семейной среды и стиля воспитания на выбор будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, влияние семьи, социологический опрос.
Семья играет ключевую роль в формировании профессиональной ориентации детей, влияя на их выбор и мотивацию. В условиях разнообразия карьерных путей и динамичности рынка труда, семейные ценности и опыт родителей становятся важными ориентирами для детей. Выбор профессии — это не только определение будущей работы, но и значимый этап, который влияет на развитие личностных качеств и эмоциональное благополучие. Осознанный выбор профессии может стать основой для успешной и счастливой жизни, что подчеркивает важность поддержки и понимания со стороны семьи. В этом контексте цель данной статьи заключается в изучении влияния семейного микроклимата на уверенность подростка в выборе профессии. Немаловажную роль в профориентации играет тестирование — это простой и действенный способ нащупать нужное направление для будущей профессии. Чаще всего тесты по профориентации основываются на двух популярных методиках — Е. А. Климова [1] и Д. Л. Голланда [2]. Российская платформа Skillbox регулярно проводит исследования, которые показывают, что почти половина выпускников вузов не удовлетворены выбранной профессией. Также часто встречаются случаи, когда люди начинают испытывать разочарование в своей специальности спустя несколько лет работы и задумываются о смене карьерного направления.
Согласно «Теории социального научения», разработанной Альбертом Бандурой [3], дети усваивают поведение, наблюдая за действиями своих родителей и других значимых фигур в их окружении. Профессия родителей может служить важным ориентиром для подражания, формируя у детей представления о том, какие виды деятельности считаются «успешными» или «престижными». Например, если родители работают в области медицины, дети могут начать воспринимать эту профессию как желанную, что может повлиять на их собственные карьерные устремления. Дети активно воспринимают информацию из своей социальной среды, и это существенно влияет на их поведение, установки и будущие карьерные выборы. Поддержка со стороны семьи может проявляться в различных формах, включая моральную поддержку и активное участие в процессе выбора профессии. Например, если родители регулярно обсуждают свои рабочие будни, делятся историями о том, как они помогают людям и решают сложные задачи, это способствует формированию у детей реалистичного восприятия мира труда и возможных карьерных путей. Такое взаимодействие создает у детей чувство безопасности и уверенности, позволяя им исследовать свои интересы и стремления.
Влияние семьи на формирование личности ребенка имеет огромное значение, хотя не всегда оказывается благоприятным. Исследователи В. В. Юстицкис и Э. Г. Эйдемиллер [4], выявляют шесть типов аномального семейного воспитания. Эти типы могут способствовать усилению определенных черт характера у детей и оказывать негативное влияние на их будущую профессиональную деятельность:
- Гипопротекция (гипоопека)
Данный стиль воспитания характеризуется недостаточным вниманием родителей к потребностям и интересам ребенка, что приводит к его фактическому оставлению наедине с собой. Несмотря на наличие формального контроля, отсутствие адекватной заботы порождает у ребенка ощущение брошенности. В таких условиях существует риск развития асоциального поведения, что негативно сказывается на будущих профессиональных взаимодействиях.
- Доминирующая гиперпротекция
Этот стиль воспитания проявляется в чрезмерной заботе и контроле со стороны родителей, которые не учитывают реальные потребности ребенка. Такое воспитание препятствует формированию самостоятельности и инициативы, что может привести к развитию нерешительности и зависимости у ребенка. Он лишается возможности учиться на собственном опыте, что вызывает страх перед неудачами и затрудняет принятие рисков в профессиональной сфере.
- Потворствующая гиперпротекция
В данном случае родители удовлетворяют все желания ребенка, делая его центром внимания в семье. Поддержка капризов и восхищение даже мнимыми талантами способствуют формированию эгоистичных черт личности. В результате ребенок может вырасти с убеждением, что все его желания должны быть исполнены, что в дальнейшем приведет к разочарованиям в профессиональной жизни.
- Эмоциональное отвержение
Эмоциональное отвержение со стороны родителей оказывает разрушительное воздействие на развитие ребенка. Это состояние проявляется в восприятии ребенка как обузы, при этом его потребности остаются игнорируемыми. Родители могут открыто выражать недовольство или скрыто — через иронию и насмешки. Скрытое отвержение может проявляться в чрезмерной критике или раздражительности. Такое отношение формирует у ребенка чувство ненужности и подрывает уверенность в себе, что затрудняет выбор профессии в будущем.
- Жестокие взаимоотношения
Жестокое обращение с детьми часто сопутствует эмоциональному отвержению и может проявляться как в явной форме насилия, так и в скрытой — через холодность и враждебность. Независимо от формы, такие отношения недопустимы в воспитании, поскольку могут привести к глубоким травмам, мешающим ребенку адаптироваться в обществе и эффективно функционировать в профессиональной среде.
- Повышенная моральная ответственность
Этот тип воспитания характеризуется наложением на ребенка чрезмерных моральных обязательств, не соответствующих его возрастным особенностям и возможностям. Родители ожидают от него высоких моральных качеств и значительных успехов, игнорируя реальные желания и интересы ребенка. Часто ему поручается забота о младших братьях или сестрах, что фактически делает его «главой семьи». В таких условиях дети испытывают стресс и неврозы из-за невыносимой ответственности, что может привести к трудности анализа при принятии решений из-за страха совершить «неправильный» выбор.
В рамках нашего социологического исследования было проведено анкетирование среди 57 учащихся 10 классов, посвященное влиянию семьи на профориентацию детей. Основной целью исследования стало выявление факторов и трудностей, которые влияют на выбор профессии, с которыми сталкиваются учащиеся при принятии этого решения.
Анкета включала 7 закрытых и 2 открытых вопроса, что позволило собрать как количественные, так и качественные данные. Опрос проводился в письменной форме, а взаимодействие с респондентами осуществлялось индивидуально. Методика разработки и анализа анкеты основывалась на индуктивном подходе, позволяющем переходить от частных наблюдений к более общим выводам и гипотезам.
Данное исследование направлено на глубокое понимание влияния семейной среды на процесс профориентации молодежи и может стать основой для дальнейшего изучения этой темы. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что семейная среда и стиль воспитания оказывают значительное влияние на профориентацию детей, формируя их интересы, ценности и представления о профессиях, что в конечном итоге определяет их выбор будущей профессиональной деятельности. Результаты представлены в виде диаграммы.
Рис. 1 . Определились ли вы с выбором профессии?
Согласно результатам опроса, 53.4 % (30 человек) опрошенных десятиклассников уже определились с выбором будущей профессии, в то время как 46.6 % (27 человек) испытывают затруднения в этом вопросе (Рисунок 1). Данный факт указывает на значительную долю молодежи, испытывающую сложности с профессиональным самоопределением. В качестве основных причин неопределенности респонденты отмечают:
— Разнообразие профессий: Широкий спектр доступных профессий может вызывать растерянность и затруднять выбор.
— Непонимание будущих тенденций на рынке труда: Недостаток информации о перспективных направлениях и потребностях рынка труда усугубляет проблему выбора.
Полученные данные подчеркивают необходимость предоставления подросткам актуальной информации о различных профессиях, их перспективах и требованиях.

Рис. 2 . Обсуждали ли вы с родителями свои планы на будущую карьеру?
Анализ результатов показал, что большинство респондентов (как определившихся, так и не определившихся с выбором профессии) обсуждают свои планы с родителями. В группе не определившихся с выбором профессии 25 человек обсуждали свои планы с родителями, в группе определившихся — 26 человек (Рисунок 2). Это свидетельствует о наличии открытого диалога в семьях по вопросам профессионального самоопределения. Однако, выявлены случаи (6 человек) отсутствия обсуждения, что может указывать на недостаточную поддержку или интерес со стороны родителей к будущему своих детей. Данный факт подчеркивает необходимость вовлеченности родителей в процесс выбора профессии и создания благоприятной атмосферы для обсуждения.
Рис. 3. Поддерживают ли родители ваш выбор профессии (или ваши размышления о будущей профессии, если вы еще не определились)?
Большинство респондентов отмечают поддержку со стороны родителей в их профессиональном выборе (Рисунок 3). Однако, стоит отметить наличие случаев (9 человек), когда родители не поддерживают выбор ребенка или проявляют поддержку лишь частично («50/50»). Данный факт может негативно сказаться на уверенности подростка в своем выборе и создать дополнительное психологическое давление.
Рис. 4. Нравится ли вам профессия ваших родителей (или профессии, если родители работают в разных сферах)?
Интерес к профессиям родителей наблюдается у значительного числа респондентов (45 человек) (Рисунок 4). Это может указывать на влияние семейных традиций и династий на выбор профессии. Однако среди не определившихся есть и те, кто не находит вдохновения в профессиях родителей (8 человек), что может приводить к желанию выбрать что-то совершенно иное.
Рис. 5. Ожидают ли от вас родители выбора какой-либо конкретной профессии?
Ожидания родителей, связанные с выбором профессии, могут оказывать значительное влияние на подростков (Рисунок 5). В группе определившихся с выбором, 6 человек ощущают ожидания со стороны родителей, что может ограничивать их свободу выбора и подталкивать к выбору профессии, которая не соответствует их интересам и способностям.
Рис. 6. Есть ли в вашей семье представители одной профессии в нескольких поколениях (династия)?
Наличие профессиональных династий может влиять на выбор профессии (Рисунок 6). Однако большинство респондентов (как определившихся, так и не определившихся) не имеют династий (46 человек), что может означать необходимость самостоятельно исследовать различные варианты.
Рис. 7. Как часто в вашей семье обсуждаются вопросы, связанные с работой и карьерой?
Результаты опроса показывают, что среди определившихся респондентов большинство обсуждает вопросы карьеры редко или иногда, что может свидетельствовать о недостаточной информированности молодежи о карьерных возможностях и в дальнейшем неудовлетворенности от выбранной профессии (Рисунок 7). Небольшое количество респондентов говорит о частых обсуждениях, что указывает на поддержку со стороны родителей. Среди не определившихся также преобладает редкость обсуждений, что может указывать на отсутствие значимости выбора профессии в их семьях. Однако высокий показатель частоты обсуждений у 11 респондентов говорит о потенциальном доступе к информации, хотя это не приводит к ясному выбору профессии. В целом, как у определившихся, так и у не определившихся наблюдается недостаточная глубина и регулярность обсуждений карьерных вопросов.
Рис. 8. Есть ли среди ваших родственников люди, чья профессиональная деятельность вас вдохновляет
Значительная часть респондентов упомянула, что профессия родителей вдохновляет их, особенно из-за финансовой стабильности (Рисунок 8). В то же время многие респонденты не находят вдохновения в родительской профессии, считая её скучной, что указывает на стремление к самовыражению и желанию найти собственное место в мире труда. С другой стороны, группа респондентов, не определившихся с выбором профессии, может испытывать неопределенность из-за разнообразия возможностей и давления со стороны общества или семьи в выборе «правильной» профессии.
Рис. 9 . Насколько вы уверены в своем выборе профессии (или в выбранном направлении, если окончательно не определились)?
Распределение уверенности (по шкале от 1 до 10, где 1 — совсем не уверен, а 10 — абсолютно уверен) в своем выборе профессии показывает значительное количество респондентов с низким уровнем уверенности (1–4) (23 человека) (Рисунок 9). Это подчеркивает проблему неопределенности и недостатка ясности в отношении будущего выбора профессии.
Результаты проведенного социологического исследования позволяют сделать следующие выводы:
— Семейные факторы, такие как поддержка родителей, обсуждение планов на будущее, влияние профессий родителей и ожидания, оказывают существенное влияние на процесс профессионального самоопределения подростков.
— Недостаток информации о профессиях, тенденциях рынка труда и отсутствие вдохновения от профессиональной деятельности родителей являются основными причинами неопределенности в выборе профессии.
— Существует необходимость в оказании подросткам целенаправленной помощи в профессиональном самоопределении, включающей предоставление информации о профессиях, консультации с психологами и профориентологами, а также поддержку со стороны родителей и семьи в целом.
Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о значимом влиянии семейной среды и стиля воспитания на профориентацию детей. Данные исследования могут быть использованы для разработки программ профориентационной работы с подростками и их родителями, направленных на повышение осознанности выбора профессии и формирование успешной профессиональной траектории.
Исследование подтвердило, что семейная среда и стили воспитания существенно влияют на профориентацию детей. Выбор профессии в юном возрасте формируется под воздействием семьи: негативные типы воспитания могут затруднить профессиональное самоопределение и создать трудности в будущей профессиональной деятельности, в то время как поддержка родителей создает условия для выбора профессии, соответствующей интересам и способностям ребенка. Таким образом, осознанный подход к профориентации в семье является ключевым фактором успешного будущего подрастающего поколения.
Литература:
- Климов, Е. А. Методика «Определение типа будущей профессии» / Е. А. Климов.
- Холланд, Джон Л. Психология профессионального выбора; теория типов личности и модельных сред / Джон Л. Холланд; пер. с англ. — М., 1966.
- Бандура, Альберт. Теория социального научения / Альберт Бандура; пер. с англ. — СПБ.: Евразия, 2000.
- Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий, В. В. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. — Обнинск, 1992.