В статье автор исследует влияние использования нейросетей в процессе обучения на свойства памяти и мышление подростков. Конкретизируется понятие «нейросети», проводится эксперимент, анализируются его результаты и делаются выводы.
Ключевые слова : нейросети, подростки, память, мышление, эксперимент, обучение.
В современном мире происходит очень быстрое развитие технологий. Среди них особую роль играют нейросети. Люди начинают сталкиваться с ними в повседневной жизни: на работе и на учёбе. Кто-то делает это неосознанно, а кто-то целенаправленно использует нейросети для помощи с решением всевозможных задач и проблем. В последнее время многие школьники начали прибегать к использованию нейросетей, чтобы они помогли им написать сочинение или, например, сделать доклад по истории. К сожалению, не все подростки осознают влияние подобного применения нейросетей на постоянной основе. Мы заметили это в нашем окружении и поняли, что нам необходимо узнать о влиянии нейросетей на свойства памяти и мышление подростков. Для того, чтобы подтвердить нашу гипотезу о пагубном влиянии нейросетей на память подростков, мы решили провести эксперимент.
Нейросеть [1] — это программа для обработки данных с помощью математической модели, которая имитирует нейронные связи человеческого мозга. Эти системы, вдохновленные структурой и функционированием человеческого мозга, способны обучаться и решать задачи на основе данных.
Нейросети являются одной из самых перспективных технологий современности. Они уже применяются в различных сферах и обещают революционизировать многие аспекты нашей жизни. Они могут автоматизировать многие задачи, которые ранее требовали вмешательства человека. Но многим людям свойственно злоупотреблять использованием нейросетей, что, как мне показалось, негативно влияет на их мышление в целом. В частности, многие подростки теперь используют нейросети, представленные в виде телеграмм-ботов, для выполнения домашнего задания или списывания на уроках, что сказывается на их обучении и памяти. В дальнейшем мы будем исследовать именно эту сферу влияния нейросетей.
Подростковый возраст — особый период жизни каждого человека, который отличается важнейшими физическими, эмоциональными и когнитивными изменениями. Среди этих изменений память и мышление играют значимую роль в формировании личности подростка, она имеет большое влияние на его учебные способности и социальные взаимодействия. Исследования Семериковой А. А. [4] говорят о том, что подростковый возраст — лучшее время для развития памяти. Подростки, прежде всего, начинают активно развивать логическую память. Они уже могут строить логические цепочки, заниматься самоанализом и теоретическими рассуждениями. Если раньше мышление ребенка зависело от памяти, то в подростковом возрасте память обусловливается мышлением. Процесс запоминания сводится к процессу мышления, установления логических связей между элементами информации, которые необходимо запомнить, а запоминание заключается в воспроизведении материала, стоящего за этими связями, что во многом определяет академическую успешность подростков. Именно поэтому в подростковом возрасте необходимо самостоятельно искать, обрабатывать и анализировать информацию, а не использовать готовые ответы нейросетей.
Во время размышлений о влиянии готовых ответов нейросетей на подростков было принято решение узнать мнение профессионалов. Мы попросили работников департамента искусственного интеллекта нефтегазовой компании оставить небольшие комментарии. По мнению Владислава Владимирова (Управление математического моделирования анализа данных, Департамент искусственного интеллекта и анализа данных нефтегазовой компании), нейросети пусть и помогают детям списывать домашние задания, но по сути пользы это никакой не приносит, тем самым, никак не помогая развитию подростка. Кондрашова Наталья (руководитель направления по планированию и координации портфеля проектов, отдел стратегических инициатив, департамент искусственного интеллекта и анализа данных нефтегазовой компании): «Чтобы эффективно использовать нейросети нужно понимать их специфику, возможности и ограничения, то есть необходимо разбираться в чем-то новом. В то же время нейросети мешают подросткам самостоятельно учиться грамотно формулировать свои мысли и мнение»
Тем не менее, по данным исследования СберУниверситета [3], 62 % респондентов отмечает положительный характер роста использования онлайн форматов обучения. Они говорят о повышении гибкости обучения, доступности материалов, индивидуализации и интерактивности и об экономии ресурсов. Среди отметивших отрицательный характер тренда выделяется снижение вовлечённости и мотивации студентов, рост технических трудностей и сбоев, а также сложности с оценкой знаний.
Самыми популярными нейросетями среди школьников являются:
— ChatGPT, который может помочь с любым видом работы: от решения математических задач до написания сочинений и составления таблиц по истории.
— GigaChat от Сбербанка, который выполняет те же функции, что и ChatGPT, но с хорошей адаптацией на русский язык.
— Jasper AI, умеющий писать тексты в любых жанрах.
— Genius, который может объяснить тему или написать сочинение (только на английском языке)
— ChatGPT4 | Midjourney — самая популярная нейросеть из вышеперечисленных среди подростков, так как является ботом в телеграмме, что делает её использование очень простым и быстрым.
Теперь рассмотрим, на что нейросети могут оказывать негативное влияние. Память — это фундаментальная функция человеческой психики, которая представляет собой комплекс процессов, обеспечивающих кодирование, хранение и воспроизведение информации, полученной в результате пережитого опыта или обучения. Кратковременная память — это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Долговременная память — это вид памяти, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения. [2]
Перед началом эксперимента необходимо было замерить объёмы памяти, чтобы по его окончании сравнить результаты контрольной и экспериментальной группы. Участниками эксперимента стали учащиеся 10 класса Б школы 619 г. Санкт-Петербург. В тесте на кратковременную память участникам предлагалось запомнить 16 существительных русского языка в течение 64 секунд (примерно по 4 секунды на одно слово), после чего воспроизвести их на бумаге, постаравшись повторить последовательность слов. Сам тест и бланк ответов представлены на рис. 1.
Рис. 1. Тест кратковременная память 1.0
Результаты решено было подсчитывать максимально незамысловатым путём для дальнейшего облегчения работы в распределении испытуемых на группы. За каждое правильное слово начислялся 1 балл, за каждое правильное местоположение слова начислялся 1 балл. Максимально за тест на кратковременную память можно было получить 32 балла. Баллы переводились в проценты, чтобы впоследствии подсчитать среднее значение результатов тестов кратковременной и долговременной памяти каждого участника. Тест долговременной памяти заключался в запоминании и воспроизведении текста со смысловой связью. Тест представлен на рис. 2.
Рис.2. Тест долговременная память 1.0
За каждую правильную цифру в первом задании ставился 1 балл, за каждое правильно выделенное слово во втором задании также начислялся 1 балл. В сумме можно было получить 61 балл, результаты переводились в проценты. Результаты обоих тестов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Алгоритм проведения эксперимента:
- Определение методики эксперимента
- Выбор участников эксперимента
- Тестирование кратковременной и долговременной памяти испытуемых до начала эксперимента
- Распределение участников на контрольную и экспериментальную группы
- Экспериментальная группа активно использует нейросети в процессе обучения в течение двух недель
- Контрольная группа не использует нейросети в течение двух недель
- Тестирование кратковременной и долговременной памяти испытуемых после эксперимента (по истечении двух недель)
- Сравнение результатов тестов памяти экспериментальной и контрольной группы до и после эксперимента
- Вывод о влиянии использования нейросетей на основе сравнения результатов эксперимента
Для выявления влияния использования нейросетей на свойства памяти подростков было принято решение провести эксперимент с двумя группами: контрольной и экспериментальной. Участниками групп стали учащиеся 10 класса «Б» школы 619 г. Санкт-Петербург, так как они подходят теме исследования, ведь являются подростками. Для ребят, попавших в контрольную группу ничего не менялось: они просто продолжали учиться как обычно. А вот участников экспериментальной группы мы попросили активно использовать нейросети в процессе обучения в течение двух недель. Научный руководитель этого исследования является учителем истории и обществознания, поэтому именно на эти предметы было в основном нацелено использование нейросетей: с их помощью ребята делали домашние задания и готовились к урокам. Было обещано не ставить плохие оценки, поэтому мы очень надеялись на честность ребят и их ответственное отношение к эксперименту.
Для распределения участников эксперимента на группы использовалась простая математика: было посчитано среднее арифметическое результатов (в процентах) тестов кратковременной и долговременной памяти каждого испытуемого, после чего результаты расположились в порядке убывания. Проведение тестов рассмотрено в предыдущем параграфе. Получился список, состоящий из 26 учеников. Для того, чтобы получить равные стартовые условия перед экспериментом, в контрольную группу были записаны все чётные номера, а в экспериментальную — нечётные номера из списка. После распределения ребят на группы было посчитано среднее арифметическое их результатов для целой группы. По окончании эксперимента после повторного проведения тестов памяти было сделано то же самое, а затем мы сравнили полученные числа, чтобы наглядно показать результаты. Полные результаты повторного тестирования кратковременной (см. рис. 3) и долговременной (см.рис.4) памяти находятся в таблице 2. Проверка происходила по той же схеме, что и прошлые тесты, единственное отличие в том, что теперь максимальным баллом за тест долговременной памяти было 67 баллов.
Таблица 2
Рис. 3. Тест кратковременная память 2.0
Рис. 4. Тест долговременная память 2.0
Общий результат тестирования памяти группы, активно использующей нейросети, понизился на 6 процентов (с 53,8 % до 47 %), в то время как процент группы, обучавшейся как обычно, не изменился (остался 53 %). Результаты эксперимента представлены в таблице 3. Таким образом, эксперимент доказал, что использование нейросетей в процессе обучения негативно влияет на свойства памяти и мышление подростков.
Таблица 3
Делая вывод, хочется отметить нейросети облегчают поиск информации, а также сокращают время для этого. Тем не менее, присутствует риск снижения общего объёма памяти, поэтому важно не злоупотреблять их использованием.
Литература:
- Ксенофонтов В. В. Нейронные сети / В. В. Ксенофонтов // Научная электронная библиотека —2020.
- Нурова М. А., Мамедова Л. В. Классификация видов памяти, их характеристика / М. А. Нурова, Л. В. Мамедова // Научная электронная библиотека —2020.
- СберУниверситет Большая перемена? Как российские преподаватели видят образование будущего / СберУниверситет // СберУниверситет—2024. — URL: Большая перемена? Как российские преподаватели видят образование будущего — EduTech Club
- Семерикова А. А. Характеристика памяти подростка / А. А. Семерикова // Студенческий научный форум—2017.