Комплексная оценка режима дня старшеклассников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Здоровьесбережение

Опубликовано в Юный учёный №5 (90) май 2025 г.

Дата публикации: 17.04.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Неженец, С. П. Комплексная оценка режима дня старшеклассников / С. П. Неженец, Г. Л. Яжук, В. В. Морозова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2025. — № 5 (90). — URL: https://moluch.ru/young/archive/90/4943/ (дата обращения: 25.04.2025).

Препринт статьи



Режим дня — это определенный распорядок труда, отдыха, питания и сна. По данным В. М. Ганузина с соавторами [2], режим дня способствует правильному развитию подростков, нормальному функционированию и четкому взаимодействия всех органов и систем организма, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки. Наиболее значимым фактором режима дня, с точки зрения Р. Д. Девришова [4], является сон.

Наиболее полное исследование режима сна и бодрствования в историческом аспекте провел американский ученый Экерч А. Роджер [9]. Он занимался этим вопросом на протяжении 15 лет и пришел к поразительному выводу: сон наших предков разбивался на две части с трехчасовым перерывом приблизительно в полночь. В его книге было собрано 500 ссылок на исторические рисунки, в которых изображались наши спящие предки. Эти исторические свидетельства взяты из дневников, медицинских записей и книг. И все как один источники указывают на привычку спать с перерывом.

Наши предки не знали, что можно спать по 8 часов подряд каждую ночь, и это неудивительно. Во времена, когда об электричестве еще не было известно, темнота не давала заниматься привычными делами. Люди не находили ничего лучшего, как с закатом солнца ложиться в постель. Однако сон в течение половины суток неприемлем для организма. Именно поэтому, ложась спать около 8 часов вечера, наши люди просыпались в полночь. Это время считалось наиболее продуктивными и творческими часами. С наступлением второй волны усталости они снова засыпали, теперь уже до восхода солнца. Уклад поменялся во время промышленной революции. Рабочие во многих странах были вынуждены трудиться на износ. Это заставило людей спать за один прием, отходя ко сну максимально поздно.

По данным С. В. Мальцева с соавторами [5], режим дня влияет как на физическое, так и на психическое здоровье человека. Несоблюдение режима дня может привести к нарушению биоритмов, бессоннице, обострении хронических заболеваний. Если человек спит по восемь часов, он отдыхает и восстанавливается. С утра он чувствует себя бодро, может спокойно концентрироваться на задачах и ощущает физический комфорт. Однако при недостатке сна ухудшается работа отдельных участков головного мозга. Так, например, у человека возникают проблемы со скоростью реакции, со зрением и формулированием мыслей. При сильной усталости и недосыпании могут наблюдаться такие негативные последствия, как головная боль, головокружения, тошнота, апатия.

Согласно рекомендации Роспотребнадзора о правильной организации режима дня школьника [7], норма режима у подростка выглядит так. Организация сна: должно быть определено точное время подъема и отхода ко сну. При организации сна необходимо учитывать возрастные нормы суточной потребности детей во сне: для подростков 13–14 лет — 9,5–9 часов; 15 лет и старше — 9–8,5 часов. Подъем после ночного сна рекомендуется проводить не ранее 7 часов утра. Отход ко сну детям среднего и старшего школьного возраста рекомендуется в 22.00–22.30 ч. Учебные занятия в школе и дома: образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. Рекомендуемый объем максимально допустимой учебной нагрузки в течение дня для обучающихся 7–11 классов — не более 7 уроков. Для обучающихся затраты времени на подготовку уроков не должны превышать: в 6–8 классах — 2,5 часа; в 9–11 классах — до 3,5 часа. Между учебными занятиями и началом приготовления домашнего задания должен быть предусмотрен перерыв 2–2,5 часа для отдыха, прогулки. В режиме дня двигательная активность должна составлять для старших школьников — до 30 % (2,5 часа в день).

По данным О. И. Пикузы с соавторами [6], на формирование правильного режима дня большое влияние оказывает семья. Имеет значение образование родителей, количество детей в семье, полная или неполная семья. Так, наибольшие нарушения режима сна у подростков отмечались в неполных и многодетных семьях. Дети родителей с высшим и средним специальным образование в целом были более привержены к соблюдению режима дня.

Большинство авторов отмечали снижение академической успеваемости у школьников при несоблюдении режима труда и отдыха. Так, по данным С. В. Мальцева с соавторами [5], подростки, которые спят меньше 5 часов в сутки, имеют проблемы с точными науками, страдает внимательность и кратковременная память.

Таким образом, анализ литературных источников позволяет сделать следующие выводы:

  1. Режим дня является важной составляющей гармоничного развития личности.
  2. На формирование режима дня подростка большое влияние оказывает семья.
  3. Несоблюдение режима дня приводят к различным нарушениям физического и психического характера, снижают познавательную активность и успеваемость в школе.

Цель работы

Изучение особенностей режима дня у подростков общеобразовательной школы Карелии и их гигиеническая оценка.

Задачи

– Изучить и дать гигиеническую оценку режима дня и его отдельных компонентов у подростков, в зависимости от возраста, социальных факторов семьи.

– Выделить основные типы нарушений режима дня современных подростков.

– Изучить влияние нарушений отдельных компонентов режима дня старшеклассников на их здоровье.

– Выявить связь академической успеваемости с нарушениями режима дня.

– Разработать комплекс рекомендаций по формированию гигиенически рационального режима дня современных подростков.

Материалы и методы исследования

Сцелью выполнения поставленных задач мною была разработана анкета и было проведено анкетирование школьников 8–11 классов МОУ СОШ № 20 г. Петрозаводска (вопросы анкеты представлены в приложении 6). Всего в исследовании приняло участие 185 человек обоего пола в возрасте от 14 до 18 лет. Полученные данные статистически обработаны в программах Excel и Статистика 10.

В ходе проведенной работы мною установлено, что 90 % опрошенных имеют неправильный режим дня. Я оценивала среднюю длительность сна, время засыпания и двигательную активность в течение суток. Согласно физиологическим рекомендациям [7], время засыпания у подростков не должно быть позже 22 часов, продолжительность сна должна быть более 8 часов и на двигательную активность должно приходиться не менее 2 часов. Если хоть один из этих параметров не выполнен, режим дня считается неправильным.

Средняя длительность сна более 8 часов была выявлена только у 17 % опрошенных, в то время как меньше 6 часов — 25 % подростков. Полученные данные представлены на диаграмме 1 в приложении 1.

Полученные данные соответствуют литературным. Так, В. П. Сморчкова с соавторами [8] указывает на уменьшение времени сна от начальной школы к старшей, причем подавляющее большинство подростков не досыпают ежедневно от одного до трех часов.

В рекомендованные 22 часа отправлялось спать лишь 10 % опрошенных. А 31 % ложился спать позже 1 ночи. Полученные данные представлены на диаграмме 2 в приложении 1.

Полученные данные соответствуют литературным. В. П. Сморчкова с соавторами [8] отмечает более позднее время отхода ко сну у современных подростков, по сравнению с предыдущими поколениями.

С двигательной активностью дела обстоят несколько лучше. 42 % детей двигаются ежедневно более 2 часов, что соответствует возрастным физиологическим рекомендациям [7]. 46 % детей ежедневно активно двигаются от 1 до 2 часов. И только 12 % указали, что они ведут малоподвижный образ жизни (двигаются менее 1 часа в день). Полученные данные представлены на диаграмме 3 в приложении 1.

Полученные данные нескалько расходятся с литературными. Так, по данным О. А. Гуро с соавторами [3], больше половины старшекласников занимаются физкультурой и спортом менее 1 часа в день, а 10 % не имеют никакой двигательной активности, кроме похода пешком до школы и обратно, что в среднем не превышает 1 км. Расхождение данных с литературными можно объяснить субъективным пониманием вопроса в анкете. Для одних двигательная активность — это бег на стадионе, а для других, прогулка по торговому центру.

Большое значение на формирование здорового образа жизни оказывает семья [6]. Мною были проанализированы такие особенности семей, как полнота, количество детей и образование родителей.

Так, нарушение режима дня у детей чаще встречается в неполных семьях (71 %), по сравнению с полными семьями (41 %). Полученные различия статистически достоверны. (р=0,034). Аналогичные данные приводит О. И. Пикуза с соавторами [6].

Уровень образования родителей также влияет на нарушение режима дня детей. Так, у родителей со средним образованием дети не соблюдали режим дня в 69 % случаев, в то время как у родителей со средним специальным и высшим образованием в 48 % и 45 % случаев соответственно. Различия статистически достоверны (р=0,045). Аналогичные данные приводит О. И. Пикуза с соавторами [6].

Наибольшее нарушение режима дня встречались в семьях с одним ребенком (61 %) и с тремя детьми (57 %). Самыми благополучными в этом плане оказались семьи с двумя детьми (45 %). Полученные данные представлены на диаграмме 4 в приложении 2. Различия статистически достоверны в трех группах: р=0,032, 0,041 и 0,044 соответственно.

По-видимому, полученные данные можно объяснить тем, что большинство неполных семей воспитывало одного ребенка, а родители троих детей имели среднее образование. Большинство семей с двумя детьми были полными и образованными. Это в целом соответствует данным литературы. Так В. Д. Дервишов указывает, что подростки из многодетных семей менее привержены соблюдать правильный режим дня и имеют хронический дефицит сна [4].

Нарушение режима дня пагубно сказывается на состоянии здоровья [2]. Среди наиболее частых проблем подростки отмечали головную боль, вегетативные нарушения (тошнота по утрам, потливость, сердцебиение), апатию. У 62 % опрошенных периодически возникала головная боль. Среди них нарушенный режим дня имели 37 %. Полученные данные представлены на диаграмме 5 в приложении 3.

В представленной диаграмме обращает на себя внимание большой процент подростков с головными болями, которые придерживаются правильного режима дня. Таким образом, статистически достоверной зависимости между частотой головных болей и нарушением режима дня мною выявлено не было. Полученные данные расходятся с литературными. Так В. Н. Ганузин с соавторами отмечает прямую связь головных болей напряжения у подростков с недостатком сна [2]. Расхождение можно объяснить малой выборкой опрошенных для репрезентативного статистического анализа.

Такой частый симптом как апатия, нежелание что-либо делать, был выявлен у 81 % опрошенных. Полученные данные представлены на диаграмме 6 в приложении 4.

Из 81 % респондентов с апатией 49 % имели нарушенный режим дня. Таким образом, выявлено статистически достоверное отличие (р=0,031) в частоте встречаемости апатии у подростков с нарушенным режимом дня и без нарушений. Обращает на себя внимание пункт, когда апатия присутствует всегда, подростков с нарушенным режимом дня в это группе в 3 раза больше, чем с нормальным режимом. (18 % против 6 %). Полученные данные соответствуют литературным. В. Н. Ганузин с соавторами указывает на развитие апатии и депрессии при хроническом дефиците сна у подростков [2].

Вегетативные нарушения (тошнота, потливость, головокружения, сердцебиение) отмечались у 44 % опрошенных. Большинство опрошенных (56 %) отметили, что у них подобных нарушений не бывает, однако среди тех, у кого они бывают, большинство имеют нарушенный режим дня. Те подростки, кто указал на подобные нарушения, как на постоянные, в 3 раза чаще имели нарушенный режим дня. Аналогичные данные приводит В. Н. Ганузин с соавторами [2].

Как ни странно, 82 % опрошенных школьников считают свою успеваемость хорошей, при этом отмечают, что наиболее часто получают удовлетворительные оценки. Недовольны своими успехами лишь 7 % старшеклассников. Школьники с нарушенным режимом дня в качестве «любимых» предметов чаще отмечали физкультуру, ОБЖ, историю Карелии. Алгебру любимым предметом указали лишь 1,5 % опрошенных, при этом среди них не было ни одного человека с неправильным распорядком дня. По-видимому, недостаток сна не позволяет полюбить точные науки, что сказывается на успеваемости школьников. Аналогичные данные были получены С. В. Мальцевой с соавторами [5]. 84 % опрошенных с нарушенным режимом дня отметили, что учеба им дается тяжело, а среди подростков с нормальным режимом дня на тяжесть обучения пожаловались лишь 10 %. Различия статистически достоверны (р=0,031).

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

– Гигиенически нерациональный режим дня имеют 90 % современных подростков.

– На формирование гигиенически рационального режима дня подростков достоверное влияние оказывают полнота семьи, число детей в семье, образование родителей.

– Наиболее часто встречаемыми нарушениями режима дня современных старшеклассников являются нарушение режима сна, учебной деятельности (продолжительность школьных и внешкольных учебных занятий достигают 12 часов в день) и двигательной активности.

– Проблемы со здоровьем (психическим и физическим) отметили 81 % респондентов, из тех подростков, которые имели нерациональный режим дня, что подтверждает мою гипотезу.

– Трудности в обучении отметили 84 % респондентов с нарушенным режимом дня, что также подтверждает мою гипотезу.

Литература:

  1. Алешина Т. Е. Зависимость успеваемости школьников от соблюдения режима дня. // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2016. — № 9–10(66–67). — С. 68–70.
  2. Ганузин В. М., Маскова Г. С., Сторожева И. В., Сухова Н. С. Анализ динамики состояния здоровья детей и подростков по результатам диспансерных осмотров. // Российский вестник гигиены. 2021. No (3). — С. 9–12.
  3. Гуро О. А., Мандриков В. Б., Квартовкина Л. К. Влияние природных и антропогенных факторов на социоэкосистемы: межрегиональный сборник научных трудов, посвященный 40-летию медико-профилактического факультета. // Рязань: Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, 2002. — С. 162–164.
  4. Девришов Р. Д. Обзор факторов, определяющих условия жизнедеятельности современных обучающихся. // Российский вестник гигиены. 2022. No (3). — С. 29–34.
  5. Мальцев С. В., Сафина Л. З., Биктимирова А. А., Мансурова Г. Ш. Состояние здоровья школьников — медицинские и социальные проблемы. // Практическая медицина. 2019. No 17(5). — С. 8–15.
  6. Пикуза О. И., Сулейманова З. Я., Закирова А. М. Роль семьи в формировании здоровья ребенка. // Практическая медицина. 2019. No 17(5). — С. 161–164.
  7. Рекомендации Роспотребнадзора о правильной организации режима дня школьника Интернет ресурс http://prokrzn.ru/active/comments/vopros-otvet/rekomendatsii-rospotrebnadzora-o-pravilnoy-organizatsii-rezhima-dnya-shkolnika-/?ysclid=lpheehppak138756838 Дата обращения 27.11.23
  8. Сморчкова В. П., Курганов С. А. Влияние сна на учебную деятельность и регуляцию поведения обучающихся младшего и старшего подросткового возраста. // Перспективы науки и образования. 2020. No 2 (44). — С. 255–267.
  9. Экерч А. Роджер На исходе дня. История ночи. // Санкт-Петербург: Азбука 210г. 512с.


Задать вопрос