Право вето в современных демократических процедурах | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №5 (90) май 2025 г.

Дата публикации: 18.04.2025

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Тархов, П. Л. Право вето в современных демократических процедурах / П. Л. Тархов, Ю. Л. Оченкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2025. — № 5 (90). — URL: https://moluch.ru/young/archive/90/4949/ (дата обращения: 25.04.2025).

Препринт статьи



В статье автор выявляет позитивную роль права вето в демократических процедурах.

Ключевые слова: абсолютное вето, отлагательное вето, liberum veto.

Права человека и демократия, будучи взаимосвязанными категориями, формируют основу современных политических систем. Однако, демократия как метод коллективного принятия решений сталкивается с парадоксом: необходимостью учета интересов меньшинства при доминировании принципа большинства. Одним из инструментов, разрешающих это противоречие, выступает право вето. Сущность данного права составляет акт, налагающий запрет на решение большинства, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решений представительных органов, что позволяет одному субъекту воспрепятствовать принятию решения, против которого он возражает, даже такое решение поддерживается большинством [3]. Появление механизма, налагающего ограничение или запрет на волю большинства, свидетельствует о выработке в обществе инструмента «сдержек и противовесов». Изучение происхождения, функций, видов, практики применения, в том числе в современной Российской Федерации, права вето помогает разобраться позитивной роли вето в демократических процессах.

Право вето (от лат. veto — «запрещаю») возникло в Древнем Риме как инструмент баланса интересов между патрициями и плебеями [4]. Этот исторический прецедент заложил основы вето как социального института, удовлетворяющего потребности людей, обладающего признаками устойчивости, организованной структурой (статусы, роли), нормативной регламентацией и функциональной направленностью на поддержание порядка. Возникшее как инструмент баланса интересов в Древнем Риме, эволюционировало в политический институт, сохранивший актуальность в современных государственных и международных системах.

Право вето дифференцируется по уровням и характеру применения. Типология по уровню применения: Абсолютное вето (резолютивное) — окончательный запрет (пример: liberum veto в Речи Посполитой в XVI–XVIII вв.), и относительное вето (суспензивное) — временная приостановка решения с возможностью его преодоления (право президента РФ по ст. 107 Конституции) [1]. Типология по характеру применения: международное вето — право постоянных членов Совета Безопасности ООН блокировать резолюции (ст. 27 Устава ООН) [2] и внутригосударственное (право вето Президента Российской федерации и губернаторов в РФ).

При анализе исторических форм существования права «вето» можно определить пять функций, которые выполняет данный политический институт: блокирующая функция (предотвращение решений, угрожающих стабильности), функция согласования (стимулирование диалога между субъектами власти), защитная функция (обеспечение интересов меньшинств), функция равновесия (равномерный учет интересов всех групп в обществе), функция контроля (проверка законности решений).

Исторические примеры демонстрируют двойственность вето: в Речи Посполитой liberum veto стало инструментом дестабилизации, тогда как в ООН оно сохраняет глобальную безопасность, позволяя избегать импульсивных решений.

В Российской Федерации вето интегрировано в систему разделения властей. Согласно ст. 107 Конституции [1], президент обладает отлагательным вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов обеих палат парламента. Анализ практики [6, 7] позволяет выделить ключевые особенности: отлагательный характер вето стимулирует доработку законов. Например, в 1996–2004 гг. 38 % отклоненных законов были скорректированы [6]; смещение оснований: если в 1990-е вето часто применялось по субъективным причинам, то к 2020-м доминируют правовые основания (несоблюдение процедур, противоречия федеральному законодательству) [7]; роль Конституционного Суда: решения Конституционного Суда РФ (например, Постановление № 11-П от 1998 г.) [6] ограничивают произвольное использование вето, требуя проверки конституционности оспариваемых актов; минимизация применения: с 2012 г. президент РФ использовал вето лишь трижды, что связано с работой согласительных комиссий и предварительной экспертизой законопроектов. Таким образом, можно сказать, что в Российской Федерации отлагательное вето президента демонстрирует стабилизирующую функцию, стимулирует диалог, проявляет умеренно контрольную функцию, что положительно отражается на политическом процессе. В России право вето президента служит инструментом контроля и равновесия между ветвями власти.

Вето губернаторов в Российской Федерации, напротив, остается проблемным [8]: его блокирующая функция превалирует над согласовательной, что требует совершенствования законодательства.

Право вето, будучи инструментом сдержек и противовесов, обладает значительным потенциалом. К его достоинствам можно отнести: гарантию защиты прав меньшинства; стимулирование консенсуса; предотвращение импульсивных решений. Недостатки права вето как управленческого института это: риск злоупотреблений; замедление законодательного процесса; потенциальный конфликт ветвей власти.

Перспективы развития института могут быть связаны с усилением правовой регламентации (например, четкие критерии отклонения законов); расширением медиационных процедур (создание переговорных платформ); интеграцией цифровых инструментов (публичные консультации при преодолении вето).

Право вето, вопреки кажущемуся противоречию с принципами демократии, выступает необходимым элементом современных политических систем. Его положительная роль проявляется в способности согласовывать интересы и обеспечивать стабильность. Однако эффективность вето зависит от контекста: абсолютные формы вето рискованны в условиях поляризации, тогда как отлагательные — способствуют диалогу.

Литература:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс: сайт. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2. Устав ООН // Организация Объединенных наций: сайт. — URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter(дата обращения: 18.01.2025)

3. Вето // Словарь юридических терминов: сайт. — URL: https://justicemaker.ru/view-termin.php?id=659

4. Вето. Вето в древнем Риме.: сайт. — URL: https://greecehist.ru/drevnij/veto-v-drevnem-rime.html

5. Орлов А. А. Право вето постоянных членов Совета Безопасности как фундаментальная основа ООН //Научно-аналитический журнал Обозреватель-Observer. — 2020. — №. 5 (364). — С. 103–115.

6. Палыгина Е. А. Право вето Президента Российской Федерации: проблемы реализации //Власть и управление на Востоке России. — 2010. — №. 1. — С. 199–205.

7. Ширяев Ю. Е. Вето Президента России в федеральном законодательном процессе //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2006. — №. 2. — С. 168–174.

8. Лобанов И. В. Право вето губернатора как проявление его контрольных функций по отношению к законодательному (представительному) органу субъекта РФ // Ленинградский юридический журнал. 2012. № 3.



Задать вопрос