Деятельность школьного самоуправления по адаптации пятиклассников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №5 (90) май 2025 г.

Дата публикации: 18.04.2025

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Исанина, В. В. Деятельность школьного самоуправления по адаптации пятиклассников / В. В. Исанина, А. С. Кожевникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2025. — № 5 (90). — URL: https://moluch.ru/young/archive/90/4950/ (дата обращения: 25.04.2025).

Препринт статьи



Переход из начальной школы в среднюю является очень важным этапом в жизни каждого младшего школьника. Для пятиклассников этот период становится особым испытанием, так как он сопровождается значительными изменениями в учебной деятельности, социальных взаимодействиях и эмоциональной сфере. Увеличивается количество предметов, усложняются учебные программы, появляются новые учителя, а также изменяются требования к самостоятельности и ответственности. Все эти факторы могут вызывать стресс и снижать учебную мотивацию, что делает процесс адаптации особенно значимым для успешного обучения. Наша тема является актуальной, так как в школах не уделяется должного внимания социальной адаптации пятиклассников.

В рамках нашего исследования мы провели беседу с пятиклассниками (35 человек), где попросили ответить на следующие вопросы:

  1. Какие эмоции и слова могут описать ваш переход в пятый класс?
  2. Чего вам не хватало во время перехода из четвертого в пятый класс? Что оказало бы вам помощь?

Обучающиеся в большинстве сталкиваются с проблемами коммуникации и взаимодействия с остальными участниками образовательного процесса (новый классный руководитель, учителя, обучающиеся средней и старшей школы). Это вызывает чувство страха, неопределенности, непонимания, тревогу. Мы отметили, что у пятиклассников наблюдается мотивация к новым знаниям, но сложность состоит в принятии новых критериев оценивания, а также изменение в урочной системе в целом (появление новых урочных и внеурочных занятий).

Также можно отметить, что пятиклассникам при переходе в пятый класс не хватает привычного камерного взаимодействия с учителями начальной школы, поддержки со стороны новых учителей (что чаще всего проявляется в резком переходе к новой системе оценивания обучающихся), а также взаимодействия с обучающимися среднего звена и старшей школой. Мы хотим подчеркнуть, что пятиклассники выражают желание взаимодействовать с более старшими детьми, так как считают, что те, в свою очередь, способны поделиться важным опытом, а также поддержать во время сложного адаптационного периода.

Перейдем к анализу опыта реализации школьного самоуправления в нашем образовательном учреждении и разберем особенности влияния школьного самоуправления на процесс адаптации.

В МБОУ «Гимназия № 32» успешно функционирует школьное самоуправление «Созвездие». «Созвездие» реализует активную деятельность, которая включает в себя организацию различных мероприятий и акций в стенах гимназии, а также за ее пределами, участвуют в социально-значимых проектах, а также взаимодействуют с внешними партнерами (например, Движение Первых). Благодаря школьному самоуправлению дети получают возможность более быстро адаптироваться к окружающим условиям, развивать творческое и критическое мышление, развивать навыки коммуникации и лидерские качества. Также дети активно учатся управлять своим временем (совмещая уроки и активистскую деятельность), нести ответственность за свои действия, а также проявлять инициативу.

Важно отметить, что школьное самоуправление является не только важным элементом организации жизни в школе, но и мощным инструментом для социализации и личностного роста учащихся. Действительно можно отметить, что набор качеств и навыков, которые формируются в рамках работы, а также постоянное взаимодействие со старшими учащимися, учителями и администрацией способны ускорить и сделать более эффективным процесс адаптации пятиклассников. Ведь активное участие в планировании и реализации мероприятий и событий способствуют более быстрому принятию норм и правил, знакомству с устоявшимися традициями, установить контакт со сверстниками, старшими школьниками, педагогическим составом и администрацией.

Далее мы представим разработки мероприятий школьного самоуправления, которые направлена на поддержку социальной адаптации пятиклассников. Мероприятия направлены на формирование атмосферы взаимопомощи и сотрудничества внутри классного коллектива, а также среди параллелей, способствуя развитию позитивного климата внутри школьного коллектива.

Адаптационная школа актива для пятиклассников — это большой проект, направленный на подготовку учащихся к активному участию в школьной жизни, формирование лидерских качеств, навыков коммуникации и публичного выступления, управления самоорганизации, регуляции климата внутри классного коллектива и позитивных взаимоотношений между обучающимися параллели.

В качестве наставников для пятиклассников выступили обучающиеся 8–11 классов, которые на протяжение всего мероприятия оказывали помощь в выполнении заданий, а также стали непосредственными организаторами станций и активностей для пятиклассников. В качестве положительных результатов мы выделили:

  1. во время взаимодействия со старшеклассниками дети чувствовали себя комфортно и смогли обрести друзей и наставников, которые помогают пятиклассникам по сей день;
  2. дети получили возможность взаимодействия не только внутри классного коллектива, но и между детьми всех трех параллелей, что позволило познакомиться с ребятами и направить общие усилия на достижение результатов;
  3. продуктами деятельности (плакаты, название и девиз) классы используют по сей день и придерживаются принятым правилам;
  4. администрация гимназии смогла познакомиться с ребятами, увидеть творческий потенциал, разглядеть лидеров, увидеть работу классных руководителей совместно с классами. Для классных руководителей организация данного мероприятия была возможностью выделить творческих, инициативных детей для формирования актива класса.

Таким образом, можно сказать, что организация Адаптационной школы актива решает большинство проблем, описанных пятиклассниками во время адаптационного периода. Также важно отметить, что во время реализации мероприятия учащиеся формируют коммуникативные навыки, лидерские качества, творческое мышление. Ученики-наставники получили опыт реализации крупного мероприятия и стали наставниками для детей-пятиклассников, реализуя модель взаимодействия Ученик-Ученик.

Организация динамических переменок для первоклассников — это отличный инструмент для адаптации пятиклассников, так как организаторами выступят они сами.

Чем может быть полезна организация для пятиклассников:

  1. взаимодействие с классным руководителем в начальной школе — дети получают возможность чаще работать с классным руководителем начальной школы. Для классного руководителя, который работал с детьми на протяжении четырех лет, это возможность контролировать процесс адаптации, мягко направляя детей;
  2. возможность почувствовать собственную ответственность и значимость своих действий — организация любого мероприятия — это ответственность. Поэтому для пятиклассников ощущение ответственности и пользы для гимназии — это шанс усовершенствовать свои личностные качества и навыки.

Организация динамических переменок, где пятиклассники выступают в роли организаторов, играет важную роль в их социальной адаптации и личностном развитии. Это позволяет учащимся активнее включаться в школьную жизнь, а также развивать важными качества и навыки.

В заключении хочется сказать, что мы провели работу по анализу особенностей адаптации пятиклассников на основании чего мы составили мероприятия школьного самоуправления для более эффективной социальной адаптации пятиклассников. Проведенное исследование и наш практический опыт могут помочь в процессе социальной адаптации.



Задать вопрос